Благочиние

Материал из ЭНЭ
Версия от 11:53, 23 ноября 2010; EvgBot (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Благочиние

— юридический термин, обозначающий со времени русской кодификации законодательство о мерах, обеспечивающих безопасность (см. это сл.). При составлении Свода Законов Росс. империи эта группа полицейских законов, нормирующих меры по обеспечению безопасности, составила 7-ю часть Свода, помещенную в XIII и XIV томах (см. Благоустройство).

Самый термин «Благочиние» в смысле понятия полицейского был известен у нас уже в XVII стол. Различные предписания, которые были даваемы своеобразным полицейским органам, объезжим головам, для береженья города, нашли удобным собрать в одно целое и издать (тотчас после Уложения царя Ал. Мих., в апреле 1649 г.) под именем Наказа о градском благочинии. Этот наказ определял порядок денных и ночных объездов в Москве для береженья города от пожаров и всякого воровства; при объезжем голове состояли для объездов подьячий, пять решеточных приказчиков, кои обязаны были расписать сторожей, повинных нести объездную службу от десяти дворов по человеку и назначать нужное число стрельцов для надзора за порядком (1-е П. С. З. 6). Когда при Петре I вошел в употребление термин полиция, слово благочиние не исчезло: напротив, продолжало означать понятие всего полицейского. Учреждение губерний Екатерины II (7 ноября 1775 г.) под полициею разумеет: охранение благочиния, добронравия и порядка, наблюдение за исполнением предписанного в законе и приведение в исполнение решений высших присутственных мест. А изданный для руководства созданной учреждением губерний уездной (Нижний земский Суд) и городской полиции Устав прямо назван Уставом Благочиния, или полицейским. Первая часть его (изд. 8 ап. 1872 г.) подробно определяет состав городской полиции и дает наказ для ее деятельности. Остальные, предположенные части этого Устава не были изданы. Относительно состава городской полиции в этом уставе стремились провести начало участия выборного общественного элемента на том же основании, как в учреждении губерний для земской полиции поставлено участие дворянства и отчасти сельских обывателей в заведовании земскою полициею. Впрочем, для городов участие общественных сил в полицейском управлении было допущено в меньшем размере сравнительно с уездом. В каждом городе по уставу благочиния полицейское управление вверено полицейской управе или управе благочиния. Управа была составлена: в столицах — под председательством обер-полициймейстера из полициймейстера, приставов гражданских и уголовных дел и двух ратманов; в остальных городах председательство поручено полициймейстеру или городничему. Под ведением управы благочиния непосредственное полицейское управление должны были отправлять частные пристава, квартальные надзиратели с поручиками и полицейская стража. Учреждением управы благочиния ведению городской полиции поручены были все дела исполнительной полиции, а именно: исполнение законов и решений присутственных мест, наблюдение за охранением благочиния, добронравия и порядка. Под этим разумелось: наблюдение за исполнением правил о торговле, законов о паспортах, исправном состоянии путей сообщений и мостовых, наблюдение за сохранением церковного благочиния, за обществами дозволенными, преследование тайных и незаконных обществ, преследование запрещенных игр, наблюдение за лотереями, общественными представлениями, предупреждение безнравственности. Вместе с этими полицейскими Управе благочиния были предоставлены и некоторые судебные дела, а именно — гражданские, тяжебные до 20 рублей, а из уголовных — производство следствий по преступлениям и отправление суда по делам о краже и мошенничестве ниже 20 рублей. Поручая такие важные и обширные дела Управе благочиния, императрица дает Управе Наказ, в котором желает указать новым своим полицейским органам общие руководительные начала, которых они должны держаться, вторгаясь в отношения общественные и частные. В Уставе рекомендуются три начала:

1) Правила добронравия, осуществление которых желательно в отношениях между людьми.
2) Правила обязательств общественных, указывающие нравственные обязанности между супругами, родителями и детьми.
3) Качества определенного к благочинию начальства и правила его должности.

Здесь перечисляются необходимые для служащего условия и добродетели: здравый рассудок, добрая воля, честность, бескорыстие, правый и здравый суд всякому состоянию и т. п. Эти нравственные начала, выставляемые в руководство полицейским органам при их сношениях с частными лицами, впоследствии, при составлении Свода Законов, были внесены в Свод и разнесены по отдельным его частям в виде положительных законов. В Х томе, напр., между законами, определяющими права и обязанности, от супружества возникающие, помещены слова Устава благочиния об отношениях мужа и жены. В III т. в законах, определяющих обязанности служащих, помещены из устава благочиния указанные в нем качества служащих: здравый ум, добрая воля и пр. — Устав благочиния, давая полицейским властям обширные права по отношению к обывателям, между прочим, право лишения свободы, ареста, желает предупредить могущий явиться произвол со стороны полицейских органов следующим постановлением: каждое утро частные пристава обязаны представить Управе благочиния донесения о всех лицах, ночью арестованных, и Управа прежде других дел должна поставить решение об арестованных: не выходя из присутствия, освободить задержанных несправедливо или за маловажные проступки, а задержанных за проступки или преступления препроводить в суд. — Несмотря на некоторые весьма хорошие постановления, Устав благочиния в общем носил в себе начала, которые должны были породить при условиях того времени формализм и бесконечную переписку, отягощение граждан излишним вмешательством и злоупотреблениями. Кроме чисто полицейских постановлений, в уставе благочиния были помещены и уголовные. Именно, статья под заглавием запрещения вычисляет, какие деяния должны быть признаваемы наказуемыми (ст. 190—232). Большинство этих статей вошли впоследствии, при составлении Свода, в Устав предупреждения и пресечения преступлений, помещенный в томе XIV.

Что касается Управ Благочиния, то закрытые при императоре Павле I в столицах вследствие созданного им нового учреждения — городского правления, или ратгауза, Управы благочиния были восстановлены при императоре Александре I, но на различных в разных городах основаниях. В Петербурге восстановленная управа благочиния была отнесена вместе с обер-полициймейстером к общему полицейскому управлению (главное было вверено генерал-губернатору, а подчинено Управе — управление городских частей и кварталов). Затем Управа благочиния была разделена на 2 департамента, из коих в каждом был особый председатель, и при Управе поставлен был товарищ губернского прокурора. — В Москве же восстановленная Управа благочиния под председательством обер-полициймейстера составлена была из полицеймейстера, приставов гражд. и уголовных дел и двух ратманов. В других же городах Управ благочиния не восстановили, а ограничились менее сложным учреждением присутствия полиции. С введением судебных учреждений и с последовавшими затем реформами органов исполнительной полиции существование Управ благочиния признано излишним: в Петербурге она закрыта в 1877 г. Московская Управа упразднена в 1881 году при введении нового положения о Московской полиции 5 мая 1881 г., пом. в прил. к ст. 1300, т. II, ч. 1, Св. Зак., по прод. 1886 г.).

Проф. И. Андреевский.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

См. также

Благочиние(церковный округ) - см. Благочинный.