Витберг

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск

Витберг

Александр Лаврентьевич — русский живописец и отчасти архитектор, известный в особенности своим (неосуществленным) проектом храма Спасителя в Москве. Отец художника, шведский бюргер, выехал в Россию с женой в 1779 году. В 1787 г. у него родился сын Карл, впоследствии перешедший в православие и получивший имя Александр. Он сначала учился в Горном корпуса, а потом в Аннинской школе и, наконец, в 1802 г. поступил в Академию художеств. Во время пребывания своего в академии В. получил все медали. Из них золотую медаль в 1807 г. за программу «Три отрока» (библейский сюжет). В том же году Витберг был оставлен при академии «пансионером для вояжирования». В 1808 году получил золотую медаль за картину «Русская правда», а в следующем году снова золотую медаль за картину «Андромаха, оплакивающая Гектора» (находится в академии), после чего В. был назначен помощником проф. Угрюмова для обучения в натурном классе. Из других картин Витберга известны: в галерее Прянишникова «Изведение ап. Павла из темницы» и «Снятие со креста» — картина, в настоящее время исчезнувшая неизвестно куда.

Храм Христа Спасителя в Москве. Проект А. Л. Витберга 1817 года

Летом 1813 г. Витберг отправился в отпуск в Москву, где ему было поручено исполнение виньеток и картин на события 1812 года, а также портретов лиц, особенно отличившихся в отечественную войну. Благодаря этому заказу В. сблизился со многими непосредственными участниками событий 1812 года, и тут, вероятно, впервые зародилась в нем идея создать проект грандиозного храма в память событий Отечественной войны. По совету тогдашнего министра просвещения кн. Голицына стал изучать зодчество. Мистик по натуре и по складу ума, В. положил и в основание своего проекта некоторые мистические воззрения в духе христианства. Императору Александру I проект В. понравился необыкновенно как своей основной идеей, так и грандиозностью. Предполагалось построить храм Спасителя на Воробьевых горах близ Москвы. В. был поставлен во главе комиссии, которой поручены были все распоряжения по постройке. Закладка храма состоялась 12 окт. 1817 г. и обошлась 24000 руб. По смелости и колоссальности идеи его проект может считаться одной из любопытнейших архитектурных композиций нового времени. Но при всей своей талантливости В. был горд и заносчив, а потому вскоре нажил себе врагов. Многим проект его казался невыполнимым; все ужасались размером будущего храма. Иначе посмотрел на дело император Александр I, считавший В. гением, перед которым должны были смиряться все смертные. В. не ладил с прозой жизни, не умел бороться с препятствиями, был плохой дипломат. В делах постройки Витберг запутался, как поэт, не умевший вести никаких счетов. Вскоре обнаружились злоупотребления в громадных размерах, и В. оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности. Постройка храма была сначала приостановлена, а потом и совершенно прекращена; назначена следственная комиссия, и В. был сослан в Вятскую губернию. Он умер в 1855 г. В. оставил после себя любопытные записки, которые были диктованы им в Вятке А. И. Герцену. Эти записки были напечатаны в «Русск. стар.» в 1872 г. (т. V и VI). Там же приложен портрет В. (1872, т. V) и рисунок его проекта. В «Былом и Думах» Герцена Витбергу посвящено много восторженных страниц.

В. Чуйко.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Витберг, Александр Лаврентьевич (1787—855), архитектор и живописец. Его грандиозный проект храма-памятника Отечественной войны на Воробьевых горах (под Москвой) не мог быть выполнен благодаря злоупотреблениям сотрудников и подрядчиков при постройке. Ложно обвиненный в казнокрадстве, Витберг был сослан в Вятку. В ссылке он подружился с Герценом. По планам В. построен известный вятский Александровский собор, ворота и решотка городского сада и проч. Возвращен в Петербург в 1841. Архитектурные работы Витберга отмечены огромным дарованием, смелостью замысла и яркостью стиля.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

Ссылки