Вильсон Ричард

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск

Вильсон Ричард

(Richard Wilson) — живописец (17141782), первый по времени пейзажист в истории английской живописи. В. происходил из бедного семейства, но получил тщательное классическое образование. С детства он обнаруживал любовь к рисованию, а чужие люди помогли ему поступить в ученье к живописцу Райту (Wright). После шестилетнего учения Вильсон выступил в качестве портретиста, но мечтал о путешествии в Италию, куда и отправился, накопив маленькую сумму денег. В Италии он сделался пейзажистом и был поддержан в перемене рода живописи преимущественно советами Жозефа Верне, французского мариниста. В. усвоил себе род живописи, представителем которого был в то время Клод Лоррен; как тот, так и другой, не будучи удовлетворены природой, какова она есть, создавали в своих картинах идеальные пейзажи с деревьями, по возможности всегда величественными, с почвой, богато покрытой растительностью, с древними зданиями величественной архитектуры, с далями, залитыми светом. Среди пышной природы были помещаемы преимущественно фигуры людей исторического или библейского значения. После пятилетнего пребывания в Италии В. возвратился в свое отечество (1755) с богатым запасом всякого рода этюдов и не мог уже изображать английскую природу иначе, как переделанной на итальянский манер, и во всяком случае лишая ее простоты. Еще в 1760 г., когда он выставил пейзаж, по фигурам называемый «Ниобой», он имел успех, и в 1768 году он был одним из 36 членов-основателей Академии художеств, хотя его репутация уже быстро падала. Академики, его собратья, осыпали его картины нелестными замечаниями и даже эпиграммами. Сам король Георг III, заказавший ему картину садов в Кью, до того был недоволен отступлениями в ней от натуры, что возвратил художнику его картину. Необходимо заметить, что в Англии вскоре по возвращении туда В. молодой Гейнсборо (Gainsborough), тоже портретист и пейзажист, уже обратил на себя внимание соотечественников пейзажами, в которых отражалась английская природа. Случилось так, что Вильсон мало-помалу лишился заказов и куска хлеба. Если бы не наследство, которое он получил в последние годы своей жизни от брата, то нельзя сказать, чем бы окончилось существование художника, развенчанного при его жизни. Потомство было снисходительнее к В., произведения которого даже были возвеличены выше меры после его смерти, когда за его картины стали платить весьма большие деньги. Нет сомнения, что, несмотря на искусственность его стиля, на декоративную широкость его кисти, на посредственность выполнения его фигур, в его картинах есть и правда в освещении и воздушная перспектива. Будучи ниже Клода Лоррена, французского пейзажиста, пользовавшегося в свое время широкой известностью, В. тем не менее имел некоторые достоинства Лоррена, и его талант заслуживает некоторой известности. Вуллет превосходно выразил в гравюрах восемь главнейших произведений В., а именно: «Фаэтон, Селадон и Амелия», «Цейкс и Альциона», «Аполлон и времена года», «Ниоба», «Снег», «Цицерон и его два друга», «Уединение», «Медеагр и Аталанта». В некоторых картинах В. фигуры писаны Джоном Гамильтоном Мортимером. Хотя В. хронологически был первым пейзажистом, но основателем этого рода живописи в Англии должен считаться Гейнсборо. Во всяком случае он не был единственным представителем идеального пейзажа в Англии, так как позднее его славился маринист Тернер (Turner), тоже идеализировавший природу, хотя несколько другим способом.

Ф. П.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Ссылки