Вальс

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск

Вальс

(Walzer) — немецкий танец. В старинном вальсе движение музыки было медленнее, чем в новейшем, так называемом венском вальсе (Wiener Walzer). Вальс пишется в ¾ или ⅜ такта. Старинный вальс был короток и писался в двухколенной форме; каждое колено заключало в себе 8 тактов. Нередко он сопровождался пением. Затем вальс получил трехколенную форму, как, например, у Вебера в первом действии «Фрейшютца». Соединялись также два вальса, из которых второй, поставленный между первым и его повторением, назывался трио и писался в тональности квинтой ниже тональности первого В. Новейший вальс получил более обширную форму, состоящую из ряда небольших В., которому предшествует введение. В конце такого вальса делается еще кода, или заключение, состоящее из мотивов предшествовавших В. Такой вальс развился в Вене при Ланнере, Штраусе, Гунгле, Лумби, Лабицком. Вальс в старой форме писали: Моцарт, Бетховен (Ländler — танец весьма схожий с вальсом), Франц Шуберт и многие другие. У некоторых композиторов вальс получил такую отделку, что перешел из области танцевальной музыки в область концертную, как, например, у Вебера его знаменитое «Aufforderung zum Tanze», у Шопена его многочисленные вальсы, у Глинки «Вальс-фантазия», у Рубинштейна «Вальс-каприз», у Брамса и проч. Вальс уже давно вошел в балетную музыку. В этой области лучшими композиторами вальсов считаются Делиб, Гуно, Чайковский.

Н. Соловьев.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Вальс, немецкий танец в такте ¾, но с разными темпами, то очень замедленным, то очень быстрым. Музыкальная форма создана Лайнером и Штраусом.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

Ссылки