Гайдн, Йозеф

Материал из ЭНЭ
Версия от 12:16, 6 июля 2015; EvgBot (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Гайдн (МСЭ).jpg

Гайдн, Йозеф

(Joseph Haydn) — знаменитый композитор; родился в 1732 г. в местечке Рорау в Австрии; первоначальное музыкальное образование получил у Рейтера, директора капеллы собора св. Стефана в Bене. Крутой нрав Рейтера заставил Г. покинуть капеллу и приютиться у некоего Келлера, который из сострадания не отказал ему в помещении. Несмотря на тяжелое положение, Г. усердно занимался изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Ему удалось сблизиться с известным музыкантом Порпорою, занятия с которым были для него очень полезны. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были симфония (первая) и опера «Хромоногий бес». С 1760 г. начинается еще более обширная художественная деятельность Г., получившего место капельмейстера у князей Эстергази. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, еще более упрочили славу Г. Затем Г. поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение Mиpa» и «Четыре времени года». Эти две обширные композиции и три квартета для струнных инструментов были последними произведениями Г., который умер в 1809 году. Композиторская деятельность Г. отличалась замечательною плодовитостью: 118 симфоний, 163 пьесы для баритона, 19 месс, 83 квартета для струнных инструментов, 44 сонаты, 8 немецких опер, 14 итальянских далеко не исчерпывают всего, что написал Г., число сочинений которого доходит до 800. Он пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки Г. по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. В инструментовке Г. открыл новые пути; никто до него не понимал так тонко оркестровый колорит. В симфониях и квартетах он с удивительным мастерством разрабатывал свои мысли, простые и своеобразные. В особенности лондонские симфонии и квартеты следует считать образцами, имеющими большое воспитательное значение для музыканта. В операх Г. далее прекрасной фактуры не шел; драматический стиль был ему чужд. Несмотря на то, что Г. был чрезвычайно религиозен, в церковных произведениях он редко доходил до настоящего церковного стиля. Его мессы носят светский характер. Более доступны дарованию Г. opaтории, в которых встречаются страницы чудной красоты. Под конец жизни Г. пользовался громадной популярностью.


Ср. Dies, «Haydn’s Biographie» (Вена, 1810); Ludwig, «Joseph Haydn. Ein Lebensbild» (Нордг., 1867); Pohl, «Mozart und Haydn in London» (Вена, 1867); его же, «Joseph H.» (Берл., 1875).

H. С.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Гайдн, Иосиф (1732—1809), знаменитый австрийск. композитор, автор 149 симфоний, 4 ораторий (наиболее известны «Времена года» и «Сотворение мира») и множества других произведений, написанных им в самых разнообразных музыкальн. формах того времени. Огромное историч. значение Гайдна основывается главн. обр. на произведениях, написанных в сонатной форме. В его симфониях завершается знаменательный в истории музыки переворот: прежний связный контрапунктический стиль (см. Контрапункт) был заменен противоположным мелодико-гармоническим. Творчество Гайдна подготовляло разрыв музыкального искусства с атмосферой салона и придало ему черты народности, общедоступности. С этой точки зрения Гайдн является ближайшим предшественником Бетховена.

Литература: Ла-Мара, Музыкально-характеристические этюды, т. II, Москва, 1899.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

Ссылки