Терминалии

Материал из ЭНЭ
Версия от 16:08, 16 мая 2015; EvgBot (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Терминалии Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось второму царю, Нуме Помпилию (8-7 вв. до н. э.) и связано с представлением о святости и нерушимости частного владения. Терминус — по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от глагола «terminаre», размежевывать, отделять, разграничивать, заканчивать). Отсюда «термин» — слово с точно определенным значением, напр., обозначающее специальное понятие в науке; «терминал» — вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки.

Римляне совершали над межевыми знаками, терминами, обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть казнен; впоследствии смертный приговор был заменен штрафом. От этого почитания межевых камней развилось поклонение богу Термину. Конец старого римского года приходился на 23 февраля; в этот день проводились празднества Терминалий. О них рассказывается, в частности, в эпической поэме Овидия «Фасты», где излагается календарь римских праздненств и связанные с ними предания:

Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который
Обозначает своим знаком границы полей.
Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле,
Обожествлен ты давно предками нашими был.

Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Приносились жертвы и возлияния — медом, вином, молоком, зерном, пирогами; закалывались овца или свинья. При межевании земли и установке знаков также приносились жертвы, освящавшие границу владений. Кроме большого числа терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Рима.

Земли народов других ограничены твердым пределом;
Риму предельная грань та же, что миру дана.

Терминалии празднуются для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, сослуживцами, коллегами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами — и соединяется ими. Граница — место со-раз-деления жизненных условий и трудов. Удачно проведенная граница — залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы междуусобица и война всех против всех. У нас нет ничего более общего, чем границы, разделяющие нас. Вот как Овидий обращается к термину:

Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
А без тебя бы везде спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен,
И по закону всегда сельские межи блюдешь….
Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой,
Ты возопи: «Вот твое поле, а это его!..»

Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты — божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность дома, а другие — границу участка (двора, поля, надела).

В этот день постарайтесь приглашать в свой дом, на свое празднество не только близких, но и далеких, и воздайте должное тем различиям, которые соединяют вас. Одно из правил этого праздника: ни с чем не отождествляться, ничему не противостоять. И тождества, и противоположности — это вырожденные различия. Будем терминировать все отношения, как состоящие из раз-личий и потому зовущие к со-чувствию, со-мыслию, со-действию. На каждое «раз-» есть свое «со-». Физиолог пусть почтит физика, а физик — метафизика. Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор — либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, — как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство, без разделения орудий невозможно соратничество, без разделения труда невозможно никакое общее дело.

С той и с другой стороны тебя два господина венчают,
По два тебе пирога, по два приносят венка…
Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе,
И прославляют тебя песнями, Термин святой!

Границы проходят не только в пространстве. Терминировать, то есть праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов — это отгранивать свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий, конфессий, достатков, политических воззрений. Искусство терминации — быть может, самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством, — это искусство проведения границ, выделения формы из хаоса.

Терминировать — значит установить термины, в которых ведется разговор и строятся все взаимодействия с другими людьми. Терминация — придание словам определенного смысла, артикуляция языковых значений, поскольку, как заметил Ф. де Соссюр, «в языке нет ничего, кроме различий». В английском языке есть вездесущее выражение «in terms of», которое считается паразитом — и вместе с тем редко удается его избежать, поскольку оно устанавливает, «в терминах чего» ведется разговор, то есть служит как бы средством артикуляции любой темы. Человеку думает и говорит о чем-то, любит или ненавидит что-то, добивается или избегает чего-то «в неких терминах». Вот такая терминация и есть неосознаное почитание Термина как бога границ и рубежей.

Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов — это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций.


Литература

При написании статьи использовались материалы с http://www.veer.info/12/v12_terminalii.html