Ведель, Артемий Лукьянович — различия между версиями
EvgBot (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Другие личности2|Ведель|Ведель}} '''Ведель, Артемий Лукьянович''' — русский композитор и ...») |
EvgBot (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
'''Ведель, Артемий Лукьянович''' | '''Ведель, Артемий Лукьянович''' | ||
− | — русский композитор и певец; родился в Киеве в [[1770]] г. Воспитание получил в Киевском духовном училище, пел в архиерейском хоре. Через несколько лет Ведель получил место [[регент]]а этого хора, который и привел в образцовое состояние. [[Митрополит]] Самуил, вследствие просьбы московского генерал-губернатора [[Еропкины|Еропкина]] выслать ему знатока для устройства капеллы, указал на В. После успешной музыкальной деятельности в [[москва|Москве]], Ведель, по смерти Еропкина, вернулся в [[Киев]], а затем управлял церковным хором корпусного генерала Леванидова. Благодаря последнему Ведель получил чин капитана, что было большою редкостью для людей, вышедших из мещанского класса и занимавшихся исключительно [[музыка|музыкой]]. В [[1792]] г. Ведель вышел в отставку и поступил послушником в [[Киево-Печерская лавра|Киево-Печерскую лавру]]. Монастырская братия радовалась новому сочлену, но В. вскоре скрылся из монастыря и начал странствовать по Полтавской, Харьковской и Черниговской губерниям. В то время в [[малороссия|Малороссии]] происходили волнения. Заподозренный в составлении политической записки, Ведель, вернувшись в Киев, был арестован в лавре. Хотя ему удалось оправдаться, но за [[бродяжничество]] он был посажен в [[смирительный дом]], где впал в [[меланхолия|меланхолию]], которая его не покидала до самой смерти в [[1806]] г. Обладая прекрасным [[тенор]]ом, Ведель, как певец, не имел соперников в Киеве. Он был также превосходным скрипачом. В своих духовных композициях он верно передавал музыкою характер текста. Эти композиции отличаются выдержанностью дyxoвногo стиля. Все произведения В. хранятся в рукописи в Киевской духовной академии; из них укажем два концерта на два хора: «Проповедника веры» и «Господь пасет мя» (в них видно подражание [[Сарти]]) и десять 4-голосных концертов. Из мелких духовных произведений Веделя лучшее — [[трио]] «Покаяния отверзи ми двери». | + | — русский композитор и певец; родился в Киеве в [[1770]] г. Воспитание получил в Киевском духовном училище, пел в архиерейском хоре. Через несколько лет Ведель получил место [[регент]]а этого хора, который и привел в образцовое состояние. [[Митрополит]] Самуил, вследствие просьбы московского генерал-губернатора [[Еропкины|Еропкина]] выслать ему знатока для устройства капеллы, указал на В. После успешной музыкальной деятельности в [[москва|Москве]], Ведель, по смерти Еропкина, вернулся в [[Киев]], а затем управлял церковным хором корпусного генерала Леванидова. Благодаря последнему Ведель получил чин капитана, что было большою редкостью для людей, вышедших из мещанского класса и занимавшихся исключительно [[музыка|музыкой]]. В [[1792]] г. Ведель вышел в отставку и поступил послушником в [[Киево-Печерская лавра|Киево-Печерскую лавру]]. Монастырская [[братия]] радовалась новому сочлену, но В. вскоре скрылся из монастыря и начал странствовать по Полтавской, Харьковской и Черниговской губерниям. В то время в [[малороссия|Малороссии]] происходили волнения. Заподозренный в составлении политической записки, Ведель, вернувшись в Киев, был арестован в лавре. Хотя ему удалось оправдаться, но за [[бродяжничество]] он был посажен в [[смирительный дом]], где впал в [[меланхолия|меланхолию]], которая его не покидала до самой смерти в [[1806]] г. Обладая прекрасным [[тенор]]ом, Ведель, как певец, не имел соперников в Киеве. Он был также превосходным скрипачом. В своих духовных композициях он верно передавал музыкою характер текста. Эти композиции отличаются выдержанностью дyxoвногo стиля. Все произведения В. хранятся в рукописи в Киевской духовной академии; из них укажем два концерта на два хора: «Проповедника веры» и «Господь пасет мя» (в них видно подражание [[Сарти]]) и десять 4-голосных концертов. Из мелких духовных произведений Веделя лучшее — [[трио]] «Покаяния отверзи ми двери». |
О Веделе писали: В. [[Аскоченский]] («Киев с древнейшим его Училищем и Академиею», Киев, [[1856]]), П. Д. Перепелицын («История музыки в России», СПб., [[1886]]) и В. Зубковский (полная биография композитора в рукописи, хранящаяся в семействе Аскоченских). | О Веделе писали: В. [[Аскоченский]] («Киев с древнейшим его Училищем и Академиею», Киев, [[1856]]), П. Д. Перепелицын («История музыки в России», СПб., [[1886]]) и В. Зубковский (полная биография композитора в рукописи, хранящаяся в семействе Аскоченских). |
Текущая версия на 13:12, 16 августа 2014
Ведель, Артемий Лукьянович
— русский композитор и певец; родился в Киеве в 1770 г. Воспитание получил в Киевском духовном училище, пел в архиерейском хоре. Через несколько лет Ведель получил место регента этого хора, который и привел в образцовое состояние. Митрополит Самуил, вследствие просьбы московского генерал-губернатора Еропкина выслать ему знатока для устройства капеллы, указал на В. После успешной музыкальной деятельности в Москве, Ведель, по смерти Еропкина, вернулся в Киев, а затем управлял церковным хором корпусного генерала Леванидова. Благодаря последнему Ведель получил чин капитана, что было большою редкостью для людей, вышедших из мещанского класса и занимавшихся исключительно музыкой. В 1792 г. Ведель вышел в отставку и поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Монастырская братия радовалась новому сочлену, но В. вскоре скрылся из монастыря и начал странствовать по Полтавской, Харьковской и Черниговской губерниям. В то время в Малороссии происходили волнения. Заподозренный в составлении политической записки, Ведель, вернувшись в Киев, был арестован в лавре. Хотя ему удалось оправдаться, но за бродяжничество он был посажен в смирительный дом, где впал в меланхолию, которая его не покидала до самой смерти в 1806 г. Обладая прекрасным тенором, Ведель, как певец, не имел соперников в Киеве. Он был также превосходным скрипачом. В своих духовных композициях он верно передавал музыкою характер текста. Эти композиции отличаются выдержанностью дyxoвногo стиля. Все произведения В. хранятся в рукописи в Киевской духовной академии; из них укажем два концерта на два хора: «Проповедника веры» и «Господь пасет мя» (в них видно подражание Сарти) и десять 4-голосных концертов. Из мелких духовных произведений Веделя лучшее — трио «Покаяния отверзи ми двери».
О Веделе писали: В. Аскоченский («Киев с древнейшим его Училищем и Академиею», Киев, 1856), П. Д. Перепелицын («История музыки в России», СПб., 1886) и В. Зубковский (полная биография композитора в рукописи, хранящаяся в семействе Аскоченских).
- В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.