Аскеты — различия между версиями

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск
м (Новая: '''Аскеты ''' (Аскиты) — в первые века христианства постники и молитвенники, не налагавшие на себя [[обет...)
 
м
Строка 1: Строка 1:
'''Аскеты '''
+
'''Аскеты'''
  
(Аскиты) в первые века христианства постники и молитвенники, не налагавшие на себя [[обет]]ов, как потом [[монахи]], но проводившие жизнь в посте и молитве, не принимая иногда и службы в [[клир]]е. Слово ''аскет'', ''аскит'', производное от {{Lang-el2|άσκησις}}, означавшее на языке древних философов упражнение в [[добродетель|добродетели]] и особенно в подчинении своей воли. Аскеты христианские были близки по упражнениям своим к еврейским ''ферапевтам'', о которых говорит Филон, хотя Евсевий в Истории церковной (кн. II, 17 ч.) и утверждает, что они (ферапевты), по крайней мере позднейшие, были уже христианами. И [[Иоанн Креститель]], и [[Анна пророчица]] по роду жизни могут называться принадлежавшими к аскетам, но не к ферапевтам, как и ученики евангелиста Марка. [[Ориген]] в трактате против Цельса дает имя аскетов всем, которые не только воздерживались от употребления в пищу мяса, но и могли пробыть без пищи два и три дня, равно и тем, которые предавались молитвенным подвигам и пребывали большую часть дня при богослужении. Кроме того, дела милосердия и презрение мира с его обычаями, с обречением себя на служение Богу и неимущим, давали право на почетное имя аскета. Так прозывался при Коммоде бывший епископ Антиохийский [[Серапион]] и мученики палестинские, до страдания (в правление Диоклетиана) жертвовавшие свои достатки на бедных. Аскеты носили если не особого покроя, то отличного от других цвета одежду, по преимуществу коричневого и черного цветов ([[Синезий]], послан., 146), с употреблением поверх другой одежды, плаща философов (''pallium''), так что если священники носили его, то, как говорили ''propter'' {{Lang-el2|άσκησιν}} (''Salmas. ad Tertullian. De Pallio'' III, IV). По этим признакам мы можем, несомненно, видеть в аскетизме начало монашества. Не занимая, как замечено, должностей в клире, аскеты составляли в первоначальной церкви особый класс верных, выше прочих, простых людей. Церковные писатели оставили имена многих прославившихся в свое время аскетов между удостоившимися страданий. Таковы были св. мученики: [[Лукиан]], Петр Палестинский, Памфил, [[Селевкий]], Иустин, Иоанн Египетский, [[Сульпиций Север]], Паулин, Элиодор, Непоциан, Пиниан и св. отцы: Василий Великий, [[Григорий Назианзин]], [[Иоанн Златоуст]], [[Амфилохий]] Понтийский, Афанасий Великий Александрийский, [[Мартин Турский]] и [[Антоний святой, также Фивский|св. Антоний]], считающийся насадителем монашества.
+
(Аскиты) — в первые века христианства постники и молитвенники, не налагавшие на себя [[обет]]ов, как потом [[монахи]], но проводившие жизнь в посте и молитве, не принимая иногда и службы в [[клир]]е. Слово ''аскет'', ''аскит'', производное от {{Lang-el2|άσκησις}}, означавшее на языке древних философов упражнение в [[добродетель|добродетели]] и особенно в подчинении своей воли. Аскеты христианские были близки по упражнениям своим к еврейским ''ферапевтам'', о которых говорит Филон, хотя Евсевий в Истории церковной (кн. II, 17 ч.) и утверждает, что они (ферапевты), по крайней мере позднейшие, были уже христианами. И [[Иоанн Креститель]], и [[Анна пророчица]] по роду жизни могут называться принадлежавшими к аскетам, но не к ферапевтам, как и ученики евангелиста Марка. [[Ориген]] в трактате против Цельса дает имя аскетов всем, которые не только воздерживались от употребления в пищу мяса, но и могли пробыть без пищи два и три дня, равно и тем, которые предавались молитвенным подвигам и пребывали большую часть дня при богослужении. Кроме того, дела милосердия и презрение мира с его обычаями, с обречением себя на служение Богу и неимущим, давали право на почетное имя аскета. Так прозывался при Коммоде бывший епископ Антиохийский [[Серапион]] и мученики палестинские, до страдания (в правление Диоклетиана) жертвовавшие свои достатки на бедных. Аскеты носили если не особого покроя, то отличного от других цвета одежду, по преимуществу коричневого и черного цветов ([[Синезий]], послан., 146), с употреблением поверх другой одежды, плаща философов (''pallium''), так что если священники носили его, то, как говорили ''propter'' {{Lang-el2|άσκησιν}} (''Salmas. ad Tertullian. De Pallio'' III, IV). По этим признакам мы можем, несомненно, видеть в аскетизме начало монашества. Не занимая, как замечено, должностей в клире, аскеты составляли в первоначальной церкви особый класс верных, выше прочих, простых людей. Церковные писатели оставили имена многих прославившихся в свое время аскетов между удостоившимися страданий. Таковы были св. мученики: [[Лукиан]], Петр Палестинский, Памфил, [[Селевкий]], Иустин, Иоанн Египетский, [[Сульпиций Север]], Паулин, Элиодор, Непоциан, Пиниан и св. отцы: Василий Великий, [[Григорий Назианзин]], [[Иоанн Златоуст]], [[Амфилохий]] Понтийский, Афанасий Великий Александрийский, [[Мартин Турский]] и [[Антоний святой, также Фивский|св. Антоний]], считающийся насадителем монашества.
 +
 
 +
{{БЭСБЕ}}
  
 
== См. также ==
 
== См. также ==
 
* [[Аскетизм]]
 
* [[Аскетизм]]
 
* [[Аскетика]]
 
* [[Аскетика]]
 +
 +
== Ссылки ==
 +
* [[ru:Аскеза|Аскеза // Википедия]]
  
 
[[Категория:Христианство]]
 
[[Категория:Христианство]]
{{БЭСБЕ}}
+
[[en:Asceticism]]

Версия 21:42, 7 марта 2013

Аскеты

(Аскиты) — в первые века христианства постники и молитвенники, не налагавшие на себя обетов, как потом монахи, но проводившие жизнь в посте и молитве, не принимая иногда и службы в клире. Слово аскет, аскит, производное от άσκησις, означавшее на языке древних философов упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. Аскеты христианские были близки по упражнениям своим к еврейским ферапевтам, о которых говорит Филон, хотя Евсевий в Истории церковной (кн. II, 17 ч.) и утверждает, что они (ферапевты), по крайней мере позднейшие, были уже христианами. И Иоанн Креститель, и Анна пророчица по роду жизни могут называться принадлежавшими к аскетам, но не к ферапевтам, как и ученики евангелиста Марка. Ориген в трактате против Цельса дает имя аскетов всем, которые не только воздерживались от употребления в пищу мяса, но и могли пробыть без пищи два и три дня, равно и тем, которые предавались молитвенным подвигам и пребывали большую часть дня при богослужении. Кроме того, дела милосердия и презрение мира с его обычаями, с обречением себя на служение Богу и неимущим, давали право на почетное имя аскета. Так прозывался при Коммоде бывший епископ Антиохийский Серапион и мученики палестинские, до страдания (в правление Диоклетиана) жертвовавшие свои достатки на бедных. Аскеты носили если не особого покроя, то отличного от других цвета одежду, по преимуществу коричневого и черного цветов (Синезий, послан., 146), с употреблением поверх другой одежды, плаща философов (pallium), так что если священники носили его, то, как говорили propter άσκησιν (Salmas. ad Tertullian. De Pallio III, IV). По этим признакам мы можем, несомненно, видеть в аскетизме начало монашества. Не занимая, как замечено, должностей в клире, аскеты составляли в первоначальной церкви особый класс верных, выше прочих, простых людей. Церковные писатели оставили имена многих прославившихся в свое время аскетов между удостоившимися страданий. Таковы были св. мученики: Лукиан, Петр Палестинский, Памфил, Селевкий, Иустин, Иоанн Египетский, Сульпиций Север, Паулин, Элиодор, Непоциан, Пиниан и св. отцы: Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Амфилохий Понтийский, Афанасий Великий Александрийский, Мартин Турский и св. Антоний, считающийся насадителем монашества.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

См. также

Ссылки