Альбигойцы — различия между версиями

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: '''Альбигойцы ''' - заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распростран...)
 
м
 
Строка 1: Строка 1:
'''Альбигойцы '''  
+
'''Альбигойцы'''
  
- заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в Южной [[франция|Франции]] церковной секты, усвоившей религиозные принципы [[катары|катаров]] и их позднейших последователей-вальденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале [[XI]]-го столетия и вообще считались преемниками [[Манихейство|манихеев]]. Они проповедовали апостольское [[христианство]] и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала "добрыми людьми" (''Les bons hommes''), но "людьми темными" (''hommes obscurs''), a после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в [[тулуза|Тулузе]], созванном папою [[Каликст II|Каликстом II]] ([[1119]]), стали звать "тулузскими еретиками". Это [[отлучение]] было в [[1139]] г. подтверждено [[Иннокентий II|Иннокентием II]]. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в [[1176]] г., они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой [[троица|Троице]], таинств причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец, папа Иннокентий II в [[1209]] г. возбудил [[крестовый поход]] против них, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во владениях графа Раймунда VI Тулузского папского [[легат]]а и [[инквизитор]]а Петра Кастельно, на которого возложено было поручение истребить еретиков. Действительною же причиною было желание отнять земли графа Тулузского, ненавидимого за его терпимость к еретикам. Никакой пользы не принесло позорное наказание и бичевание, претерпленное графом от легата Мило, и полученная им от папы ценою больших жертв [[абсолюция]]. [[Легаты]] - Арнольд, аббат [[Сито]] и Мило - взяли приступом главный город его племянника Рожера - Безьер и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. "Убивайте их всех! - воскликнул Арнольд, - Господь отличит Своих и защитит!". Не лучше обошелся [[Симон Монфор]]т, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Петр Арагонский убит в сражении при Мюре в [[1213]] г. Завоеванные земли папа подарил графу Монфорту в награду за его услуги, но Симон при переменном военном счастье никогда не мог спокойно владеть этим подарком. При осаде Тулузы ([[1218]]) он был убит брошенным из [[праща|пращи]] камнем, а его сын Раймунд VI и по смерти последнего в [[1222]] сын его Раймунд VII принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции, и война продолжалась. С большим мужеством защищал Раймунд VII]] отцовское наследие против легатов и французского короля [[Людовик VIII|Людовика VIII]], который умер в походе против еретиков в [[1226]] г. после завоевания [[Авиньон]]а. Когда с обеих сторон пали сотни тысяч народа и были опустошены прекраснейшие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в [[1229]] г. был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX [[нарбонна|Нарбонну]] вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, по большей части [[доминиканцы]], возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костер или возвращали в лоно католической церкви посредством самых тяжких епитимий. Другие альбигойцы бежали на Восток и поселились в [[босния|Боснии]]. Но еще в начале [[XIV]] столет. [[инквизиция]] усердно работала в этих местах, в чем можно убедиться из сочинения инквизитора Бернарда Гвидона ([[1321]]) "Practica contra infectos labe heretice pra v itatis". Ср. Фауриэля, "Croisade contre les Albigeois" (Пар., [[1838]]); Фабера, "Inquiry into the history and theology of the ancient Vallenses and Albigenses" (Лонд., [[1838]]); [[Гана]], "Geschichte der Ketzer im Mittellalter" (Штутг., [[1845]]); Пейра, "Histoire des A lbigeois" (3 т., Пар., 1870-72). В поэтической форме отчаянная борьба альбигойцев воспроизведена Николаем [[Ленау]] в его эпосе "Die A." (Штутг., [[1842]]).
+
заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в Южной [[франция|Франции]] церковной секты, усвоившей религиозные принципы [[катары|катаров]] и их позднейших последователей-вальденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале [[XI]]-го столетия и вообще считались преемниками [[Манихейство|манихеев]]. Они проповедовали апостольское [[христианство]] и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала «добрыми людьми» (''Les bons hommes''), но «людьми темными» (''hommes obscurs''), a после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в [[тулуза|Тулузе]], созванном папою [[Каликст II|Каликстом II]] ([[1119]]), стали звать «тулузскими еретиками». Это [[отлучение]] было в [[1139]] г. подтверждено [[Иннокентий II|Иннокентием II]]. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в [[1176]] г., они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой [[троица|Троице]], таинств причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец, папа Иннокентий II в [[1209]] г. возбудил [[крестовый поход]] против них, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во владениях графа Раймунда VI Тулузского папского [[легат]]а и [[инквизитор]]а Петра Кастельно, на которого возложено было поручение истребить еретиков. Действительною же причиною было желание отнять земли графа Тулузского, ненавидимого за его терпимость к еретикам. Никакой пользы не принесло позорное наказание и бичевание, претерпленное графом от легата Мило, и полученная им от папы ценою больших жертв [[абсолюция]]. [[Легаты]] — Арнольд, аббат [[Сито]] и Мило — взяли приступом главный город его племянника Рожера — Безьер и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. «Убивайте их всех! — воскликнул Арнольд, — Господь отличит Своих и защитит!». Не лучше обошелся [[Симон Монфор]]т, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Петр Арагонский убит в сражении при Мюре в [[1213]] г. Завоеванные земли папа подарил графу Монфорту в награду за его услуги, но Симон при переменном военном счастье никогда не мог спокойно владеть этим подарком. При осаде Тулузы ([[1218]]) он был убит брошенным из [[праща|пращи]] камнем, а его сын Раймунд VI и по смерти последнего в [[1222]] сын его Раймунд VII принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции, и война продолжалась. С большим мужеством защищал Раймунд VII]] отцовское наследие против легатов и французского короля [[Людовик VIII|Людовика VIII]], который умер в походе против еретиков в [[1226]] г. после завоевания [[Авиньон]]а. Когда с обеих сторон пали сотни тысяч народа и были опустошены прекраснейшие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в [[1229]] г. был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX [[нарбонна|Нарбонну]] вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, по большей части [[доминиканцы]], возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костер или возвращали в лоно католической церкви посредством самых тяжких епитимий. Другие альбигойцы бежали на Восток и поселились в [[босния|Боснии]]. Но еще в начале [[XIV]] столет. [[инквизиция]] усердно работала в этих местах, в чем можно убедиться из сочинения инквизитора Бернарда Гвидона ([[1321]]) «Practica contra infectos labe heretice pra v itatis».  
 +
 
 +
Ср.  
 +
* Фауриэля, «Croisade contre les Albigeois» (Пар., 1838);
 +
* Фабера, «Inquiry into the history and theology of the ancient Vallenses and Albigenses» (Лонд., 1838);
 +
* Гана, «Geschichte der Ketzer im Mittellalter» (Штутг., 1845);
 +
* Пейра, «Histoire des A lbigeois» (3 т., Пар., 1870-72).  
 +
 
 +
В поэтической форме отчаянная борьба альбигойцев воспроизведена Николаем [[Ленау]] в его эпосе «Die A.» (Штутг., [[1842]]).
  
 
{{БЭСБЕ}}
 
{{БЭСБЕ}}

Текущая версия на 08:48, 26 мая 2011

Альбигойцы

— заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в Южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы катаров и их позднейших последователей-вальденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале XI-го столетия и вообще считались преемниками манихеев. Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала «добрыми людьми» (Les bons hommes), но «людьми темными» (hommes obscurs), a после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в Тулузе, созванном папою Каликстом II (1119), стали звать «тулузскими еретиками». Это отлучение было в 1139 г. подтверждено Иннокентием II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинств причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец, папа Иннокентий II в 1209 г. возбудил крестовый поход против них, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во владениях графа Раймунда VI Тулузского папского легата и инквизитора Петра Кастельно, на которого возложено было поручение истребить еретиков. Действительною же причиною было желание отнять земли графа Тулузского, ненавидимого за его терпимость к еретикам. Никакой пользы не принесло позорное наказание и бичевание, претерпленное графом от легата Мило, и полученная им от папы ценою больших жертв абсолюция. Легаты — Арнольд, аббат Сито и Мило — взяли приступом главный город его племянника Рожера — Безьер и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. «Убивайте их всех! — воскликнул Арнольд, — Господь отличит Своих и защитит!». Не лучше обошелся Симон Монфорт, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Петр Арагонский убит в сражении при Мюре в 1213 г. Завоеванные земли папа подарил графу Монфорту в награду за его услуги, но Симон при переменном военном счастье никогда не мог спокойно владеть этим подарком. При осаде Тулузы (1218) он был убит брошенным из пращи камнем, а его сын Раймунд VI и по смерти последнего в 1222 сын его Раймунд VII принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции, и война продолжалась. С большим мужеством защищал Раймунд VII]] отцовское наследие против легатов и французского короля Людовика VIII, который умер в походе против еретиков в 1226 г. после завоевания Авиньона. Когда с обеих сторон пали сотни тысяч народа и были опустошены прекраснейшие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 г. был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, по большей части доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костер или возвращали в лоно католической церкви посредством самых тяжких епитимий. Другие альбигойцы бежали на Восток и поселились в Боснии. Но еще в начале XIV столет. инквизиция усердно работала в этих местах, в чем можно убедиться из сочинения инквизитора Бернарда Гвидона (1321) «Practica contra infectos labe heretice pra v itatis».

Ср.

  • Фауриэля, «Croisade contre les Albigeois» (Пар., 1838);
  • Фабера, «Inquiry into the history and theology of the ancient Vallenses and Albigenses» (Лонд., 1838);
  • Гана, «Geschichte der Ketzer im Mittellalter» (Штутг., 1845);
  • Пейра, «Histoire des A lbigeois» (3 т., Пар., 1870-72).

В поэтической форме отчаянная борьба альбигойцев воспроизведена Николаем Ленау в его эпосе «Die A.» (Штутг., 1842).

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Альбигойцы, религиозная секта на юге Франции в 12—13 вв., названная так по городу Альби. Против церкви объединились местные сеньеры, городская буржуазия, ремесленники и крестьянство. Против них выступил папа, поддержанный французским королем и сеньёрами экономически отсталого севера. Папа в 1204 начал крестовый поход против А. Альбигойские войны продолжались 20 лет и привели к полному разорению юга Франции.

Литература: Осокин Н., История альбигойцев, 2 тома, Казань, 1862—72.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

Ссылки