Барокко — различия между версиями
Evgen (обсуждение | вклад) (Новая: '''Барокко''' - архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего италья...) |
EvgBot (обсуждение | вклад) м |
||
(не показано 5 промежуточных версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Барокко''' | + | '''Барокко''' |
− | + | — архитектурный [[стиль]], господствовавший в [[европа|Европе]] с конца [[Эпоха Возрождения|эпохи высшего итальянского Возрождения]] почти до конца [[XVIII]] стол. Происхождение слова барокко остается невыясненным: одни производят его от португальского «''barroco''», названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова «''roc''», скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической [[архитектура|архитектуры]]. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название барокко перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к [[скульптура|скульптуре]], [[орнаментика|орнаментике]] и [[живопись|живописи]] одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление. | |
+ | {{БЭСБЕ}} | ||
+ | '''Барокко''' | ||
− | == См.также == | + | — стиль, см. ст. ''[[Архитектура]]'' и ст. ''[[Стиль Возрождения]]''. |
+ | {{БЭСБЕ}} | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Барокко в архитектуре(МСЭ).jpg|thumb|320px|1—Цвингер (музей в [[Дрезден]]е), 2 — [[Меньшиков]]а башня в [[Москва|Москве]], 3 — дом б. Строганова в [[Ленинград]]е.]] | ||
+ | '''Барокко''', название стиля, в конце 1-й четверти 16 в. пришедшего в [[Италия|Италии]] на смену [[искусство Возрождения|искусству Возрождения]] (см.), а в ряде северных стран выросшего непосредственно на почве [[готика|готической]] традиции. Барокко является искусством эпохи развитого торгового [[капитализм]]а и образования крупных централизованных государств; На смену спокойным, уравновешенным формам Возрождения, в архитектуре барокко выдвигается грандиозность размеров и массивность, обилие декоративности. Кривые линии, спиральные завитки ([[волюта|волюты]]), выступы получают преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями. Как в архитектуре, так и в скульптуре барокко все построено на игре светотени и полно динамики. Живопись характеризуется разработкой [[колорит]]а (Тинторетто, Греко, [[Веласкес, дон Диего Родригес|Веласкес]], [[Рубенс]]) и эффектов освещения ([[Рибейра]], [[Рембрандт]]). | ||
+ | |||
+ | В [[Россиия|России]] барокко имело две стадии: первая начинается в конце 16 и начале 17 вв., и хотя протекает под влиянием западного искусства, но является логическим завершением древне-русского искусства. Вторая стадия начинается после эпохи [[Петр I|Петра I]] и является перенесением на русскую почву западного барокко, которое осуществляется иностранцами, работающими в России, — Д. Трезини, [[Растрелли]] (отец — скульптор и сын — архитектор) и др. | ||
+ | |||
+ | На рубеже 17 и 18вв. барокко в Западной Европе переходит отчасти в [[Рококо]] (см.), а отчасти в [[Классицизм]] (см.). | ||
+ | |||
+ | ''Литература:'' | ||
+ | * Вельфлин, Ренессанс и Барокко, Москва, 1923; | ||
+ | * [[Гаузенштейн|Гаузенштейн В.]], Искусство и общество, Москва, 1923; | ||
+ | * сборник «Барокко в России», Москва, 1926. | ||
+ | |||
+ | ''А. Федоров-Давыдов.'' | ||
+ | |||
+ | {{МСЭ}} | ||
+ | |||
+ | == См. также == | ||
* [[Архитектура]] | * [[Архитектура]] | ||
* [[Cтиль Возрождения]] | * [[Cтиль Возрождения]] | ||
* [[Стиль]] | * [[Стиль]] | ||
+ | == Литература == | ||
+ | * Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.: «Современник», 1997. | ||
+ | * Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978. | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [http://smallbay.ru/baroc.html Виртуальная галерея живописи художников барокко] | ||
+ | * [http://smallbay.ru/architec06.html Шедевры архитектуры и скульптуры эпохи барокко] | ||
+ | * [http://www.salon.ru/interior.plx?sid=303&wiki Коллекция современных интерьеров в стиле барокко и рококо] | ||
+ | * [http://gardenweb.ru/stil-barokko Стиль барокко в интерьере] | ||
+ | * [[:ru:Барокко|Барокко // Википедия]] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Барокко| ]] | ||
[[Категория:Архитектура]] | [[Категория:Архитектура]] | ||
− | + | [[en:Baroque]] |
Текущая версия на 03:34, 26 мая 2016
Барокко
— архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова барокко остается невыясненным: одни производят его от португальского «barroco», названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова «roc», скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической архитектуры. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название барокко перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к скульптуре, орнаментике и живописи одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.
- В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Барокко
— стиль, см. ст. Архитектура и ст. Стиль Возрождения.
- В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Барокко, название стиля, в конце 1-й четверти 16 в. пришедшего в Италии на смену искусству Возрождения (см.), а в ряде северных стран выросшего непосредственно на почве готической традиции. Барокко является искусством эпохи развитого торгового капитализма и образования крупных централизованных государств; На смену спокойным, уравновешенным формам Возрождения, в архитектуре барокко выдвигается грандиозность размеров и массивность, обилие декоративности. Кривые линии, спиральные завитки (волюты), выступы получают преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями. Как в архитектуре, так и в скульптуре барокко все построено на игре светотени и полно динамики. Живопись характеризуется разработкой колорита (Тинторетто, Греко, Веласкес, Рубенс) и эффектов освещения (Рибейра, Рембрандт).
В России барокко имело две стадии: первая начинается в конце 16 и начале 17 вв., и хотя протекает под влиянием западного искусства, но является логическим завершением древне-русского искусства. Вторая стадия начинается после эпохи Петра I и является перенесением на русскую почву западного барокко, которое осуществляется иностранцами, работающими в России, — Д. Трезини, Растрелли (отец — скульптор и сын — архитектор) и др.
На рубеже 17 и 18вв. барокко в Западной Европе переходит отчасти в Рококо (см.), а отчасти в Классицизм (см.).
Литература:
- Вельфлин, Ренессанс и Барокко, Москва, 1923;
- Гаузенштейн В., Искусство и общество, Москва, 1923;
- сборник «Барокко в России», Москва, 1926.
А. Федоров-Давыдов.
- В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.
См. также
Литература
- Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.: «Современник», 1997.
- Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978.