Вселенские соборы — различия между версиями

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск
м
м
 
Строка 1: Строка 1:
 +
'''Вселенские соборы'''
 +
 +
— Вселенский собор есть чрезвычайное «собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной», или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных ([[Автокефальная церковь|автокефальных]]) церквей, составляющееся с целью свидетельства об общей вере их, для утверждения истин вероучения, данных церкви Откровением и потому несомненно верных для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для разрешения вопросов, имеющих общецерковную важность. В. собор есть единственный верховный авторитет во вселенской Православной церкви по вопросам вероучения и единственный орган ее вселенского законодательства. Он обладает свойством непогрешимости в своих определениях и правилах; действия его власти простираются на все поместные церкви и на все времена. Авторитет его власти и свойство непогрешимости основываются как на представительстве его от вселенской церкви, сознание которой выражается в его определениях, так, и еще более, на веровании, что через него и в нем действует Дух Божий. В. собор отличают признаки внешние и внутренние. К внешним признакам В. собора, прежде всего, относится ''участие в нем представителей всех поместных церквей'' в лице предстоятелей их и епископов, или заместителей их, уполномоченных и посланных ([[легат]]ов) от них. Нет необходимости, чтобы ''все'' епископы каждой поместной церкви были на В. соборе: каждая церковь посылала представителей по возможности, — по обстоятельствам церкви или личной жизни сами епископы какой-либо страны могли лично и не являться; но необходимо для составления и образования В. собора, чтобы со стороны поместных церквей не было возражений против его созвания и было выражено согласие как на созвание, так и на определения его, — чем свидетельствуется общение отсутствующих епископов с наличным составом собора и единение всех поместных церквей в составе и деятельности его. По учреждении патриаршеств, необходимым условием для состава В. собора признавалось присутствие на нем или всех патриархов лично, или уполномоченных от них, с грамотами, излагающими образ мыслей их по предметам занятий собора. Вторым внешним признаком В. собора служит ''каноническая правильность ''в порядке созвания, состава, ведения деяний и объявления определений его. В Римской империи В. соборы первых девяти веков созывались императорами, но по заявлениям от иерархов церкви, по их инициативе и с их согласия; почему участие Церкви в созвании В. собора необходимо. Может и имеет право церковь озаботиться созванием собора и самостоятельно, посредством сношений между предстоятелями поместных церквей, но не в противодействие государству. Право участия в деяниях В. соборов с решительным голосом имели епископы; пресвитеры же и диаконы могли участвовать на В. соборах или в качестве полноправных членов, если они были заместителями, уполномоченными и посланцами от своих епископов, или с правом совещательного голоса, если они присутствовали на соборах для помощи епископам в ведении прений с еретиками, в исполнении распоряжений епископов, в составлении деяний собора и т. п. Присутствовали иногда и миряне — императоры, их сановники, представители и их уполномоченные: первые для выражения своего уважения к достоинству собора, а все другие для наблюдения и поддержания мира, внешнего порядка и торжественности собора; но принимать участие в ведении деяний собора они не имели права. Порядок председательства на В. соборах и порядок мест для членов следует установленным, на основании обычаев, правилам (IV вселенского собора правило 28 и Трулльского собора правило 36) касательно старейшинства и степеней иерархических престолов, занимаемых членами собора; императору предоставлялось почетное председательство на соборе. Для действительности определений В. собора необходимо, чтобы члены в ведении деяний, в совещаниях, прениях, выражения своих мыслей и мнений, в подаче голосов и участии — окончательном решении вопросов пользовались полной свободой, чуждой стеснения. Определения и постановления В. соборов обнародовались и по распоряжениям соборов (III всел., прав. 1), и императорскими указами, которыми сообщалась соборным правилам сила государственных законов. Необходимым внешним признаком В. собора служит также ''признание'' его таковым ''всеми'' поместными церквами, как теми, от коих епископы присутствовали на соборе, так и теми, от которых не было на них представителей. Принятие его в каждой поместной церкви должно быть единодушное и полное, всем составом ее — клиром и народом, в сознании правильности, непреложности и непогрешимости соборных вероопределений и постановлений. Внутренние признаки достоинства В. собора суть: 1) согласие его вероучения и правил со св. Писанием, апостольским преданием, вероучением и правилами вселенской церкви всех предшествующих веков; 2) единение и единодушное выражение на нем вероучения, которого ''все'' поместные церкви держались и держатся везде и всегда, и 3) свойственная в церкви только В. собору законодательная деятельность. Главный и исключительно свойственный церкви предмет деятельности В. собора есть составление символов веры и изложение догматов в значении неизменяемых образцов вероучения, то есть облечение в точные и определенные выражения истин вероучения, абсолютных по своей верности, имеющих несомненное происхождение из откровения, отличающихся свойством непогрешимости и неизменяемости и потому обязательных для усвоения всеми членами церкви. Имея право составлять символы и догматы, В. собор обязан: хранить преданное от апостолов и соборов вероучение нерушимым и неприкосновенным от нововведений и изменений; отвергать вымышляемые людьми учения, противные истинному вероучению; избирать слова и выражения для составления образцов вероучения; отличать истинное христианское учение от поврежденных мыслей, частных мнений и еретических заблуждений. В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения В. собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской церкви, руководимый Духом Божиим. В. собору принадлежит право издавать правила (κανόνες), которыми устанавливается порядок устройства, управления, дисциплины и отношений церкви. Правила эти, не имея свойства непогрешимости, каким отличаются истины вероучения, утверждаемые В. собором, служат, однако же, выражением и свидетельством правосознания Вселенской церкви, вполне соответствующего ее духу и назначению; имеют значение руководства для законодательства поместных церквей; не подлежат в них изменениям, отмене и замене иными правилами, разве лишь по определениям В. соборов последующего времени; признаются, посему, непреложными и неизменными по своему содержанию и обязательными для всех поместных церквей во все последующие времена. Но правила В. соборов могут подлежать развитию в законодательствах местных церквей, разнообразному применению их в практике и неодинаковому приложению их по обстоятельствам и условиям места и времени. Развитие канонов В. соборов в законодательствах поместных церквей подчиняется общим началам законодательства в Православной церкви: положения, выражающие истины христианского вероучения, нравоучения и правосознания Вселенской церкви, сохраняются в поместных церквах, как древне-церковное предание; в своем существе и материальном содержании не подлежат изменениям; но в своих частностях и подробностях выражаются сообразно условиям и обстоятельствам места и времени и потребностям местных церквей. В Православной церкви В. соборами признаются следующие семь: Никейский I 325 г., Константинопольский I 381 г., Ефесский 431 г., Халкедонский 451 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III 680—691 гг. и Никейский II 783—787 гг. В праве Римско-католической церкви число и значение В. соборов определяется несогласно с правом Православной церкви. Римско-католическими правоведами вносятся в списки В. соборов следующие 20: Никейский I 325 г., Константинопольский I 381 г., Ефесский 431 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III 680—682 гг., Никейский II 787 г., Константинопольский IV 869—870 гг., Латеранский I [[1123]] г., Латеранский II [[1139]] г., Латеранский III [[1179]] г., Латеранский IV [[1215]] г., Лионский I [[1245]] г., Лионский II [[1274]] г., Вьенский [[1311]] г., Констанцский 1414-18 гг., Базельский [[1431]] г., Флорентийский [[1439]] г., Латеранский V 1512—1516 гг., Тридентинский 1545-63 гг. и Ватиканский 1869—1870 гг. В то время, когда Западная церковь состояла в единении с вселенской Православной церковью, значение вселенских соборов, как по отличительным их признакам, так и по власти в церкви, понималось в ней совершенно одинаково с тем, как понимается оно Православной церковью и в настоящее время. Но в [[Средние века]], в период XII—XIV вв., во времена развития преобладания на западе [[европа|Европы]] владычества римских пап, сложился особый тип соборов, которые Римско-католической церковью называются вселенскими, но которые, по составу своему и по содержанию деятельности, заключают в себе признаки общих соборов этой церкви и потому вне ее не признаются вселенскими: на этих соборах римский папа получил признание с преобладающим перед всеми иерархами христианской церкви значением. Бывшие в XV веке на западе Европы так называемые реформационные соборы — Констанцский и Базельский — признали было за собой высший над папами авторитет. Но последующие за тем соборы, признаваемые в Римско-католической церкви вселенскими, стремились возвратить папе средневековое преобладающее над ними значение. На Ватиканском соборе, с провозглашением догмата непогрешимости папы, В. собор в Римско-католической церкви навсегда получил значение ''совета епископов при папе. ''Такое значение признается за В. собором и в действующем праве Римско-католической церкви.
 +
 +
 +
Ср. «Деяния вселенских соборов» (1-7 тт., Казань, 1861—1887); А. Лебедев, «Вселенские соборы IV и V вв.» (Москва, 1879); Т. Барсов, «О вселенских соборах» (в «Христианском Чтении», 1869, кн. 2, стр. 191 и сл.); Hefele, «Conciliengeschichte» (В. I—IV, 1855-60, Фрейбург в Б.); Hinschius, «Das Kirchenrecht der Kath. und Protestanten» (B. III, 2 Hälfte, 1 Abth., Берлин, 1832, s. 333-47 3).
 +
 +
{{Автор БЭСБЕ|М. Горчаков}}.
 +
 +
{{БЭСБЕ}}
 +
 +
'''Вселенские соборы''', см. ''[[Соборы церковные]]''.
 +
 +
{{МСЭ}}
 
'''Вселенские соборы, '''съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На вселенских соборах обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. [[Православная церковь]] признаёт лишь семь первых В. с., происходивших до [[Разделение церквей|разделения церквей]] (начало которому было положено в 3-й четверти 9 в.) и созывавшихся римскими, затем византийскими императорами для усиления христианской церкви как господствующей. После разделения церквей папы римские возобновили съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая, однако, именовать их вселенскими соборами и соответственно присваивая им порядковые номера в продолжение первых семи.
 
'''Вселенские соборы, '''съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На вселенских соборах обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. [[Православная церковь]] признаёт лишь семь первых В. с., происходивших до [[Разделение церквей|разделения церквей]] (начало которому было положено в 3-й четверти 9 в.) и созывавшихся римскими, затем византийскими императорами для усиления христианской церкви как господствующей. После разделения церквей папы римские возобновили съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая, однако, именовать их вселенскими соборами и соответственно присваивая им порядковые номера в продолжение первых семи.
  
Вселенские соборы (с указанием важнейших из ставившихся на них вопросов):  
+
Вселенские соборы (с указанием важнейших из ставившихся на них вопросов):
:1) 1-й Никейский, 325 (осуждение [[Арианство|арианства]], выработка [[«Символ веры»|«символа веры»]], лёгшего в основу ортодоксального христианства);  
+
: 1) 1-й Никейский, 325 (осуждение [[Арианство|арианства]], выработка [[«Символ веры»|«символа веры»]], лёгшего в основу ортодоксального христианства);
:2) 1-й Константинопольский, 381 (повторное осуждение арианства, подтверждение ортодоксального учения о [[Троица (в теологии)|троице]]);  
+
: 2) 1-й Константинопольский, 381 (повторное осуждение арианства, подтверждение ортодоксального учения о [[Троица (в теологии)|троице]]);
:3) [[Эфес]]ский, 431 (осуждение [[Несторианство|несторианства]]); в 449 был созван новый Эфесский собор, на котором победили [[Монофиситы|монофиситы]], но который следующим собором был объявлен «разбойничьим» и соответственно исключён из числа В. с.; таким образом, 4-м В. с. считается собор 451;  
+
: 3) [[Эфес]]ский, 431 (осуждение [[Несторианство|несторианства]]); в 449 был созван новый Эфесский собор, на котором победили [[Монофиситы|монофиситы]], но который следующим собором был объявлен «разбойничьим» и соответственно исключён из числа В. с.; таким образом, 4-м В. с. считается собор 451;
:4) Халкидонский, 451 (осуждение монофиситства, отмена решений Эфесского собора 449);  
+
: 4) Халкидонский, 451 (осуждение монофиситства, отмена решений Эфесского собора 449);
:5) 2-й Константинопольский, 553 (уступка монофиситам: осуждение 3 церковных писателей 5 в., последователей несторианства; до конца 6 в. римская церковь отказывалась принять решения этого собора);  
+
: 5) 2-й Константинопольский, 553 (уступка монофиситам: осуждение 3 церковных писателей 5 в., последователей несторианства; до конца 6 в. римская церковь отказывалась принять решения этого собора);
:6) 3-й Константинопольский, 680—81 (осуждение [[Монофелиты|монофелитов]]); в 692 в Константинополе был созван Трулльский собор (заседания проходили в дворцовых покоях, именуемых Трулло), его решения дополняли каноны 5 и 6-го В. с., поэтому он рассматривается как дополнение к 5 и 6-му соборам (отсюда известен под названием «Пятошестого»);  
+
: 6) 3-й Константинопольский, 680—81 (осуждение [[Монофелиты|монофелитов]]); в 692 в Константинополе был созван Трулльский собор (заседания проходили в дворцовых покоях, именуемых Трулло), его решения дополняли каноны 5 и 6-го В. с., поэтому он рассматривается как дополнение к 5 и 6-му соборам (отсюда известен под названием «Пятошестого»);
:7) 2-й Никейский, 787 (осуждение [[Иконоборчество|иконоборчества]]);  
+
: 7) 2-й Никейский, 787 (осуждение [[Иконоборчество|иконоборчества]]);
:8) 4-й Константинопольский, 869—70 (осуждение константинопольского патриарха [[Фотий (визант. церковно-политич. деятель)|Фотия]]; собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; оформившиеся впоследствии православие и католицизм оценивают собор различно: католицизм признаёт его 8-м вселенским, православие не признаёт);  
+
: 8) 4-й Константинопольский, 869—70 (осуждение константинопольского патриарха [[Фотий (визант. церковно-политич. деятель)|Фотия]]; собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; оформившиеся впоследствии православие и католицизм оценивают собор различно: католицизм признаёт его 8-м вселенским, православие не признаёт);
:9) 1-й Латеранский (Латеранские соборы проводились в Латеранском дворце — резиденции пап в Риме), 1123 (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за [[Инвеститура|инвеституру]]);  
+
: 9) 1-й Латеранский (Латеранские соборы проводились в Латеранском дворце — резиденции пап в Риме), 1123 (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за [[Инвеститура|инвеституру]]);
:10) 2-й Латеранский, 1139 (осуждение [[Арнольд Брешианский|Арнольда Брешианского]]);  
+
: 10) 2-й Латеранский, 1139 (осуждение [[Арнольд Брешианский|Арнольда Брешианского]]);
:11) 3-й Латеранский, 1179 (осуждение [[Вальденсы|вальденсов]], [[Катары|катаров]], установление порядка избрания пап);  
+
: 11) 3-й Латеранский, 1179 (осуждение [[Вальденсы|вальденсов]], [[Катары|катаров]], установление порядка избрания пап);
:12) 4-й Латеранский, 1215 (осуждение [[Альбигойцы|альбигойцев]], вальденсов, санкционирование [[Инквизиция|инквизиции]]);  
+
: 12) 4-й Латеранский, 1215 (осуждение [[Альбигойцы|альбигойцев]], вальденсов, санкционирование [[Инквизиция|инквизиции]]);
:13) 1-й Лионский, 1245 (отлучение Фридриха II Штауфена);  
+
: 13) 1-й Лионский, 1245 (отлучение Фридриха II Штауфена);
:14) 2-й Лионский, 1274 (уния с православной церковью);  
+
: 14) 2-й Лионский, 1274 (уния с православной церковью);
:15) Вьеннский, 1311—12, созванный первым авиньонским папой Клементом V (упразднение ордена [[Тамплиеры|тамплиеров]]);  
+
: 15) Вьеннский, 1311—12, созванный первым авиньонским папой Клементом V (упразднение ордена [[Тамплиеры|тамплиеров]]);
:16) Констанцский, 1414—18 (положил конец'' [[«Великий раскол»|«великому расколу»]]'', казнь Я. [[Гус Ян|Гуса]], осуждение Дж. [[Уиклиф Джон|Уиклифа]]);  
+
: 16) Констанцский, 1414—18 (положил конец'' [[«Великий раскол»|«великому расколу»]]'', казнь Я. [[Гус Ян|Гуса]], осуждение Дж. [[Уиклиф Джон|Уиклифа]]);
:17) Базельский, 1431—49 (см. [[Базельский собор|Базельский собор]]; иногда католической историографией 17-м В. с. считается [[Флорентийский собор|Флорентийский собор]], а первые 25 заседаний Базельского рассматриваются как его начало);  
+
: 17) Базельский, 1431—49 (см. [[Базельский собор|Базельский собор]]; иногда католической историографией 17-м В. с. считается [[Флорентийский собор|Флорентийский собор]], а первые 25 заседаний Базельского рассматриваются как его начало);
:18) 5-й Латеранский, 1512—17 (церковная реформа);
+
: 18) 5-й Латеранский, 1512—17 (церковная реформа);
:19) Тридентский, 1545—63 (см. [[Тридентский собор|Тридентский собор]]);
+
: 19) Тридентский, 1545—63 (см. [[Тридентский собор|Тридентский собор]]);
:20) 1-й Ватиканский, 1869—70 и  
+
: 20) 1-й Ватиканский, 1869—70 и
:21) 2-й Ватиканский, 1962—65 (см. [[Ватиканские соборы|Ватиканские соборы]]).
+
: 21) 2-й Ватиканский, 1962—65 (см. [[Ватиканские соборы|Ватиканские соборы]]).
  
 
''Литература:''
 
''Литература:''
 
* Шейнман М. М., Папство, М., 1959;
 
* Шейнман М. М., Папство, М., 1959;
 
* Лозинский С. Г., История папства, М., 1961;
 
* Лозинский С. Г., История папства, М., 1961;
* Jedin H., Kleine Konziliengeschichte, Freiburg in Breisgau — Basel — W., 1959
+
* Jedin H., Kleine Konziliengeschichte, Freiburg in Breisgau — Basel — W., 1959
 +
 
 +
'' А. П. Каждан, Б. Я. Рамм.''
  
'' А. П. Каждан, Б. Я. Рамм.''
 
 
{{БСЭ}}
 
{{БСЭ}}
 +
 +
== См. также ==
 +
* [[Вселенная]]
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
* [[:en:ru:Вселенские соборы|Вселенские соборы//Википедия]]
+
* [[:ru:Вселенские соборы|Вселенские соборы//Википедия]]
* [http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh01.htm А. В. Карташев. ''Вселенские Соборы''. Париж, 1963]
+
* [http://www.pravenc.ru/text/155488.html Вселенский Собор, орган высшей власти в правосл. Церкви // Православная энциклопедия]
 +
* [http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh01.htm А. В. Карташев. ''Вселенские Соборы''. Париж, 1963]
 
* [http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4160 Владислав Цыпин (протоиерей). ''Церковное право'' // Глава: 6. ''Греческие источники церковного права эпохи Вселенских соборов'']
 
* [http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4160 Владислав Цыпин (протоиерей). ''Церковное право'' // Глава: 6. ''Греческие источники церковного права эпохи Вселенских соборов'']
* [http://www.omolenko.com/photobooks/bolotov4.htm#Nav В. В. Болотов ''Семь вселенских соборов'' «Лекции по истории древней Церкви» Том 4]
+
* [http://www.omolenko.com/photobooks/bolotov4.htm#Nav В. В. Болотов ''Семь вселенских соборов'' «Лекции по истории древней Церкви» Том 4]
 
* [http://www.holytrinitymission.org/books/russian/kanony_apostolov_soborov.htm Правила Апостолов и Вселенских Соборов]
 
* [http://www.holytrinitymission.org/books/russian/kanony_apostolov_soborov.htm Правила Апостолов и Вселенских Соборов]
  
 
[[Категория:Церковные соборы]]
 
[[Категория:Церковные соборы]]
 
[[en:Ecumenical council]]
 
[[en:Ecumenical council]]

Текущая версия на 13:44, 22 августа 2014

Вселенские соборы

— Вселенский собор есть чрезвычайное «собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной», или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных (автокефальных) церквей, составляющееся с целью свидетельства об общей вере их, для утверждения истин вероучения, данных церкви Откровением и потому несомненно верных для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для разрешения вопросов, имеющих общецерковную важность. В. собор есть единственный верховный авторитет во вселенской Православной церкви по вопросам вероучения и единственный орган ее вселенского законодательства. Он обладает свойством непогрешимости в своих определениях и правилах; действия его власти простираются на все поместные церкви и на все времена. Авторитет его власти и свойство непогрешимости основываются как на представительстве его от вселенской церкви, сознание которой выражается в его определениях, так, и еще более, на веровании, что через него и в нем действует Дух Божий. В. собор отличают признаки внешние и внутренние. К внешним признакам В. собора, прежде всего, относится участие в нем представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей их и епископов, или заместителей их, уполномоченных и посланных (легатов) от них. Нет необходимости, чтобы все епископы каждой поместной церкви были на В. соборе: каждая церковь посылала представителей по возможности, — по обстоятельствам церкви или личной жизни сами епископы какой-либо страны могли лично и не являться; но необходимо для составления и образования В. собора, чтобы со стороны поместных церквей не было возражений против его созвания и было выражено согласие как на созвание, так и на определения его, — чем свидетельствуется общение отсутствующих епископов с наличным составом собора и единение всех поместных церквей в составе и деятельности его. По учреждении патриаршеств, необходимым условием для состава В. собора признавалось присутствие на нем или всех патриархов лично, или уполномоченных от них, с грамотами, излагающими образ мыслей их по предметам занятий собора. Вторым внешним признаком В. собора служит каноническая правильность в порядке созвания, состава, ведения деяний и объявления определений его. В Римской империи В. соборы первых девяти веков созывались императорами, но по заявлениям от иерархов церкви, по их инициативе и с их согласия; почему участие Церкви в созвании В. собора необходимо. Может и имеет право церковь озаботиться созванием собора и самостоятельно, посредством сношений между предстоятелями поместных церквей, но не в противодействие государству. Право участия в деяниях В. соборов с решительным голосом имели епископы; пресвитеры же и диаконы могли участвовать на В. соборах или в качестве полноправных членов, если они были заместителями, уполномоченными и посланцами от своих епископов, или с правом совещательного голоса, если они присутствовали на соборах для помощи епископам в ведении прений с еретиками, в исполнении распоряжений епископов, в составлении деяний собора и т. п. Присутствовали иногда и миряне — императоры, их сановники, представители и их уполномоченные: первые для выражения своего уважения к достоинству собора, а все другие для наблюдения и поддержания мира, внешнего порядка и торжественности собора; но принимать участие в ведении деяний собора они не имели права. Порядок председательства на В. соборах и порядок мест для членов следует установленным, на основании обычаев, правилам (IV вселенского собора правило 28 и Трулльского собора правило 36) касательно старейшинства и степеней иерархических престолов, занимаемых членами собора; императору предоставлялось почетное председательство на соборе. Для действительности определений В. собора необходимо, чтобы члены в ведении деяний, в совещаниях, прениях, выражения своих мыслей и мнений, в подаче голосов и участии — окончательном решении вопросов пользовались полной свободой, чуждой стеснения. Определения и постановления В. соборов обнародовались и по распоряжениям соборов (III всел., прав. 1), и императорскими указами, которыми сообщалась соборным правилам сила государственных законов. Необходимым внешним признаком В. собора служит также признание его таковым всеми поместными церквами, как теми, от коих епископы присутствовали на соборе, так и теми, от которых не было на них представителей. Принятие его в каждой поместной церкви должно быть единодушное и полное, всем составом ее — клиром и народом, в сознании правильности, непреложности и непогрешимости соборных вероопределений и постановлений. Внутренние признаки достоинства В. собора суть: 1) согласие его вероучения и правил со св. Писанием, апостольским преданием, вероучением и правилами вселенской церкви всех предшествующих веков; 2) единение и единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда, и 3) свойственная в церкви только В. собору законодательная деятельность. Главный и исключительно свойственный церкви предмет деятельности В. собора есть составление символов веры и изложение догматов в значении неизменяемых образцов вероучения, то есть облечение в точные и определенные выражения истин вероучения, абсолютных по своей верности, имеющих несомненное происхождение из откровения, отличающихся свойством непогрешимости и неизменяемости и потому обязательных для усвоения всеми членами церкви. Имея право составлять символы и догматы, В. собор обязан: хранить преданное от апостолов и соборов вероучение нерушимым и неприкосновенным от нововведений и изменений; отвергать вымышляемые людьми учения, противные истинному вероучению; избирать слова и выражения для составления образцов вероучения; отличать истинное христианское учение от поврежденных мыслей, частных мнений и еретических заблуждений. В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения В. собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской церкви, руководимый Духом Божиим. В. собору принадлежит право издавать правила (κανόνες), которыми устанавливается порядок устройства, управления, дисциплины и отношений церкви. Правила эти, не имея свойства непогрешимости, каким отличаются истины вероучения, утверждаемые В. собором, служат, однако же, выражением и свидетельством правосознания Вселенской церкви, вполне соответствующего ее духу и назначению; имеют значение руководства для законодательства поместных церквей; не подлежат в них изменениям, отмене и замене иными правилами, разве лишь по определениям В. соборов последующего времени; признаются, посему, непреложными и неизменными по своему содержанию и обязательными для всех поместных церквей во все последующие времена. Но правила В. соборов могут подлежать развитию в законодательствах местных церквей, разнообразному применению их в практике и неодинаковому приложению их по обстоятельствам и условиям места и времени. Развитие канонов В. соборов в законодательствах поместных церквей подчиняется общим началам законодательства в Православной церкви: положения, выражающие истины христианского вероучения, нравоучения и правосознания Вселенской церкви, сохраняются в поместных церквах, как древне-церковное предание; в своем существе и материальном содержании не подлежат изменениям; но в своих частностях и подробностях выражаются сообразно условиям и обстоятельствам места и времени и потребностям местных церквей. В Православной церкви В. соборами признаются следующие семь: Никейский I 325 г., Константинопольский I 381 г., Ефесский 431 г., Халкедонский 451 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III 680—691 гг. и Никейский II 783—787 гг. В праве Римско-католической церкви число и значение В. соборов определяется несогласно с правом Православной церкви. Римско-католическими правоведами вносятся в списки В. соборов следующие 20: Никейский I 325 г., Константинопольский I 381 г., Ефесский 431 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III 680—682 гг., Никейский II 787 г., Константинопольский IV 869—870 гг., Латеранский I 1123 г., Латеранский II 1139 г., Латеранский III 1179 г., Латеранский IV 1215 г., Лионский I 1245 г., Лионский II 1274 г., Вьенский 1311 г., Констанцский 1414-18 гг., Базельский 1431 г., Флорентийский 1439 г., Латеранский V 1512—1516 гг., Тридентинский 1545-63 гг. и Ватиканский 1869—1870 гг. В то время, когда Западная церковь состояла в единении с вселенской Православной церковью, значение вселенских соборов, как по отличительным их признакам, так и по власти в церкви, понималось в ней совершенно одинаково с тем, как понимается оно Православной церковью и в настоящее время. Но в Средние века, в период XII—XIV вв., во времена развития преобладания на западе Европы владычества римских пап, сложился особый тип соборов, которые Римско-католической церковью называются вселенскими, но которые, по составу своему и по содержанию деятельности, заключают в себе признаки общих соборов этой церкви и потому вне ее не признаются вселенскими: на этих соборах римский папа получил признание с преобладающим перед всеми иерархами христианской церкви значением. Бывшие в XV веке на западе Европы так называемые реформационные соборы — Констанцский и Базельский — признали было за собой высший над папами авторитет. Но последующие за тем соборы, признаваемые в Римско-католической церкви вселенскими, стремились возвратить папе средневековое преобладающее над ними значение. На Ватиканском соборе, с провозглашением догмата непогрешимости папы, В. собор в Римско-католической церкви навсегда получил значение совета епископов при папе. Такое значение признается за В. собором и в действующем праве Римско-католической церкви.


Ср. «Деяния вселенских соборов» (1-7 тт., Казань, 1861—1887); А. Лебедев, «Вселенские соборы IV и V вв.» (Москва, 1879); Т. Барсов, «О вселенских соборах» (в «Христианском Чтении», 1869, кн. 2, стр. 191 и сл.); Hefele, «Conciliengeschichte» (В. I—IV, 1855-60, Фрейбург в Б.); Hinschius, «Das Kirchenrecht der Kath. und Protestanten» (B. III, 2 Hälfte, 1 Abth., Берлин, 1832, s. 333-47 3).

М. Горчаков.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Вселенские соборы, см. Соборы церковные.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

Вселенские соборы, съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На вселенских соборах обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признаёт лишь семь первых В. с., происходивших до разделения церквей (начало которому было положено в 3-й четверти 9 в.) и созывавшихся римскими, затем византийскими императорами для усиления христианской церкви как господствующей. После разделения церквей папы римские возобновили съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая, однако, именовать их вселенскими соборами и соответственно присваивая им порядковые номера в продолжение первых семи.

Вселенские соборы (с указанием важнейших из ставившихся на них вопросов):

1) 1-й Никейский, 325 (осуждение арианства, выработка «символа веры», лёгшего в основу ортодоксального христианства);
2) 1-й Константинопольский, 381 (повторное осуждение арианства, подтверждение ортодоксального учения о троице);
3) Эфесский, 431 (осуждение несторианства); в 449 был созван новый Эфесский собор, на котором победили монофиситы, но который следующим собором был объявлен «разбойничьим» и соответственно исключён из числа В. с.; таким образом, 4-м В. с. считается собор 451;
4) Халкидонский, 451 (осуждение монофиситства, отмена решений Эфесского собора 449);
5) 2-й Константинопольский, 553 (уступка монофиситам: осуждение 3 церковных писателей 5 в., последователей несторианства; до конца 6 в. римская церковь отказывалась принять решения этого собора);
6) 3-й Константинопольский, 680—81 (осуждение монофелитов); в 692 в Константинополе был созван Трулльский собор (заседания проходили в дворцовых покоях, именуемых Трулло), его решения дополняли каноны 5 и 6-го В. с., поэтому он рассматривается как дополнение к 5 и 6-му соборам (отсюда известен под названием «Пятошестого»);
7) 2-й Никейский, 787 (осуждение иконоборчества);
8) 4-й Константинопольский, 869—70 (осуждение константинопольского патриарха Фотия; собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; оформившиеся впоследствии православие и католицизм оценивают собор различно: католицизм признаёт его 8-м вселенским, православие не признаёт);
9) 1-й Латеранский (Латеранские соборы проводились в Латеранском дворце — резиденции пап в Риме), 1123 (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру);
10) 2-й Латеранский, 1139 (осуждение Арнольда Брешианского);
11) 3-й Латеранский, 1179 (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания пап);
12) 4-й Латеранский, 1215 (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции);
13) 1-й Лионский, 1245 (отлучение Фридриха II Штауфена);
14) 2-й Лионский, 1274 (уния с православной церковью);
15) Вьеннский, 1311—12, созванный первым авиньонским папой Клементом V (упразднение ордена тамплиеров);
16) Констанцский, 1414—18 (положил конец «великому расколу», казнь Я. Гуса, осуждение Дж. Уиклифа);
17) Базельский, 1431—49 (см. Базельский собор; иногда католической историографией 17-м В. с. считается Флорентийский собор, а первые 25 заседаний Базельского рассматриваются как его начало);
18) 5-й Латеранский, 1512—17 (церковная реформа);
19) Тридентский, 1545—63 (см. Тридентский собор);
20) 1-й Ватиканский, 1869—70 и
21) 2-й Ватиканский, 1962—65 (см. Ватиканские соборы).

Литература:

  • Шейнман М. М., Папство, М., 1959;
  • Лозинский С. Г., История папства, М., 1961;
  • Jedin H., Kleine Konziliengeschichte, Freiburg in Breisgau — Basel — W., 1959

А. П. Каждан, Б. Я. Рамм.

Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии.

См. также

Ссылки