Афанасий Александрийский — различия между версиями
EvgBot (обсуждение | вклад) м («Афанасий, архиепископ александрийский» переименована в «Афанасий Александрийский») |
EvgBot (обсуждение | вклад) м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Афанасий, архиепископ александрийский ''' | + | '''Афанасий, архиепископ александрийский''' |
+ | |||
+ | — архиепископ александрийский, энергично отстаивавший во время споров с [[ариане|арианами]] [[догмат]] об единстве естества Бога Отца и Сына, и названный поэтому '''Отцом православия'''. Афанасий родился в [[298]] г. от родителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование, и в молодых еще летах обрек себя строгому аскетизму; в 319 г. он был посвящен епископом Александром в дьяконы; своей энергией и краснорчием на Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора и по смерти Александра [[9 июня]] 328 г. был избран его преемником в епископском сане. По бездоказательным наветам своих противников, ариан, А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осужден на изгнание в [[Трир]] императором, которому успели внушить, что А. хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в [[Константинополь]]. По смерти Константина I, А. возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду в такой степени, что весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. А. бежал в [[Рим]] к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констанс также благоволил к А., и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то А. должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Григорий из [[каппадокия|Каппадокии]], а когда солдаты ворвались [[9 февраля]] 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где А. совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Богоотступника, Григорий был убит во время народного восстания, и А. мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что [[25 октября|25 окт.]] 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана А. возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора [[Валент]]а был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины, последовавшей [[3 мая]] 373 г. Из 45 лет своего епископства, А. провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование христианской церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения. Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области [[экзегетика|экзегетики]] и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, [[Париж]], [[1698]] г.). Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., [[1706]]). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca p a trum graecorum dogmatica» (Лейпц., [[1853]]) только главные догматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойгтом. | ||
+ | |||
+ | Ср. | ||
+ | * [[Мёлер]], «Athanasins der Grosse und die Kirche seiner Zeit» (2 тома, Майнц, 1827); | ||
+ | * Бёрингер, «Kirchengesctnchte in Biographien» (т. I, Цюр., 1843); | ||
+ | * его же, «Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf der Orthodoxie und Hétérodoxie» (Штутгардт, 1874). | ||
− | |||
{{БЭСБЕ}} | {{БЭСБЕ}} | ||
'''Афанасий, Александрийский''' ([[293]]—[[373]]), один из выдающихся мракобесов, «отец церкви», епископ Александрии. Принимал активное участие в борьбе с[[ арианство]]м (см.) и прозван за это «отцом православия». В этой борьбе проявил поразительную изворотливость и энергию, то заключая союз с императорской властью, то поднимая против нее народные массы. | '''Афанасий, Александрийский''' ([[293]]—[[373]]), один из выдающихся мракобесов, «отец церкви», епископ Александрии. Принимал активное участие в борьбе с[[ арианство]]м (см.) и прозван за это «отцом православия». В этой борьбе проявил поразительную изворотливость и энергию, то заключая союз с императорской властью, то поднимая против нее народные массы. | ||
{{МСЭ}} | {{МСЭ}} | ||
− | |||
− | * [http://mystudies.narod.ru/name/a/athanasius/works.htm Свт. Афанасий Великий. Творения (Классификация, краткое содержание, ссылки на | + | '''Афанасий Александрийский''' (''Athanasios'') (около 295 — 2.5.373), церковный деятель и богослов, епископ [[Александрия|Александрии]] с 328. Активный противник [[арианство|арианства]], в борьбе с которым разработал мистическое учение о «единосущности» бога-отца и бога-сына, [[догмат]]изированное на 1-м (325) и 2-м (381) [[Вселенские соборы|Вселенских соборах]] (однако А. А. не является автором приписывавшегося ему «Символа веры»). В качестве идеала религиозной жизни прославлял аскетизм. А. А. — автор «Жития Антония». Опираясь на [[монашество]], отстаивал независимость Александрийской церкви, за что в 335—65 императорами 5 раз низлагался и ссылался. |
+ | |||
+ | {{БСЭ}} | ||
+ | |||
+ | == См. также == | ||
+ | * [[Афанасьевский символ]] | ||
+ | * [[Вигилий, епископ Тапсский]] | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [http://mystudies.narod.ru/name/a/athanasius/works.htm Свт. Афанасий Великий. Творения (Классификация, краткое содержание, ссылки на тексты…).] | ||
* [http://abovo.net.ru/author/80557 Афанасий Александрийский (Великий)] | * [http://abovo.net.ru/author/80557 Афанасий Александрийский (Великий)] | ||
* [http://www.newadvent.org/cathen/02035a.htm St. Ahanasius//Catholic Encyclopaedia] | * [http://www.newadvent.org/cathen/02035a.htm St. Ahanasius//Catholic Encyclopaedia] | ||
− | * [http://christianity.shu.ru/Authors/athanasius.htm Афанасий Великий и его произведения на сайте | + | * [http://christianity.shu.ru/Authors/athanasius.htm Афанасий Великий и его произведения на сайте «Античное христианство»] |
+ | * [http://www.pravenc.ru/text/76946.html Афанасий I Великий // Православная энциклопедия] | ||
+ | * [[:ru:Афанасий Великий|Афанасий Великий // Википедия]] | ||
[[Категория:Богословы]] | [[Категория:Богословы]] | ||
[[Категория:Учители церкви]] | [[Категория:Учители церкви]] | ||
+ | [[en:Athanasius_of_Alexandria]] |
Текущая версия на 01:09, 18 октября 2013
Афанасий, архиепископ александрийский
— архиепископ александрийский, энергично отстаивавший во время споров с арианами догмат об единстве естества Бога Отца и Сына, и названный поэтому Отцом православия. Афанасий родился в 298 г. от родителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование, и в молодых еще летах обрек себя строгому аскетизму; в 319 г. он был посвящен епископом Александром в дьяконы; своей энергией и краснорчием на Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора и по смерти Александра 9 июня 328 г. был избран его преемником в епископском сане. По бездоказательным наветам своих противников, ариан, А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осужден на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что А. хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь. По смерти Константина I, А. возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду в такой степени, что весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. А. бежал в Рим к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констанс также благоволил к А., и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то А. должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Григорий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где А. совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Богоотступника, Григорий был убит во время народного восстания, и А. мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 окт. 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана А. возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины, последовавшей 3 мая 373 г. Из 45 лет своего епископства, А. провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование христианской церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения. Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca p a trum graecorum dogmatica» (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойгтом.
Ср.
- Мёлер, «Athanasins der Grosse und die Kirche seiner Zeit» (2 тома, Майнц, 1827);
- Бёрингер, «Kirchengesctnchte in Biographien» (т. I, Цюр., 1843);
- его же, «Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf der Orthodoxie und Hétérodoxie» (Штутгардт, 1874).
- В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Афанасий, Александрийский (293—373), один из выдающихся мракобесов, «отец церкви», епископ Александрии. Принимал активное участие в борьбе с арианством (см.) и прозван за это «отцом православия». В этой борьбе проявил поразительную изворотливость и энергию, то заключая союз с императорской властью, то поднимая против нее народные массы.
- В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.
Афанасий Александрийский (Athanasios) (около 295 — 2.5.373), церковный деятель и богослов, епископ Александрии с 328. Активный противник арианства, в борьбе с которым разработал мистическое учение о «единосущности» бога-отца и бога-сына, догматизированное на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах (однако А. А. не является автором приписывавшегося ему «Символа веры»). В качестве идеала религиозной жизни прославлял аскетизм. А. А. — автор «Жития Антония». Опираясь на монашество, отстаивал независимость Александрийской церкви, за что в 335—65 императорами 5 раз низлагался и ссылался.
- Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии.
См. также
Ссылки
- Свт. Афанасий Великий. Творения (Классификация, краткое содержание, ссылки на тексты…).
- Афанасий Александрийский (Великий)
- St. Ahanasius//Catholic Encyclopaedia
- Афанасий Великий и его произведения на сайте «Античное христианство»
- Афанасий I Великий // Православная энциклопедия
- Афанасий Великий // Википедия