Барокко — различия между версиями
EvgBot (обсуждение | вклад) м |
EvgBot (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Барокко''' | '''Барокко''' | ||
− | — архитектурный [[стиль]], господствовавший в [[европа|Европе]] с конца [[Эпоха Возрождения|эпохи высшего итальянского Возрождения]] почти до конца [[XVIII]] стол. Происхождение слова | + | — архитектурный [[стиль]], господствовавший в [[европа|Европе]] с конца [[Эпоха Возрождения|эпохи высшего итальянского Возрождения]] почти до конца [[XVIII]] стол. Происхождение слова барокко остается невыясненным: одни производят его от португальского «''barroco''», названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова «''roc''», скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической [[архитектура|архитектуры]]. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к скульптуре, [[орнаментика|орнаментике]] и [[живопись|живописи]] одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление. |
{{БЭСБЕ}} | {{БЭСБЕ}} | ||
[[Файл:Барокко в архитектуре(МСЭ).jpg|thumb|320px|1—Цвингер (музей в [[Дрезден]]е), 2 — [[Меньшиков]]а башня в [[Москва|Москве]], 3 — дом б. Строганова в [[Ленинград]]е.]] | [[Файл:Барокко в архитектуре(МСЭ).jpg|thumb|320px|1—Цвингер (музей в [[Дрезден]]е), 2 — [[Меньшиков]]а башня в [[Москва|Москве]], 3 — дом б. Строганова в [[Ленинград]]е.]] | ||
− | '''Барокко''', название стиля, в конце 1-й четверти 16 в. пришедшего в [[Италия|Италии]] на смену [[искусство Возрождения|искусству Возрождения]] (см.), а в ряде северных стран выросшего непосредственно на почве [[готика|готической]] традиции. Барокко является искусством эпохи развитого торгового [[капитализм]]а и образования крупных централизованных государств; На смену спокойным, уравновешенным формам Возрождения, в архитектуре барокко выдвигается грандиозность размеров и массивность, обилие декоративности. Кривые линии, спиральные завитки ([[волюта|волюты]]), выступы получают преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями. Как в архитектуре, так и в скульптуре барокко все построено на игре светотени и полно динамики. Живопись характеризуется разработкой [[колорит]]а (Тинторетто, Греко, [[Веласкес]], [[Рубенс]]) и эффектов освещения ([[Рибейра]], [[Рембрандт]]). | + | '''Барокко''', название стиля, в конце 1-й четверти 16 в. пришедшего в [[Италия|Италии]] на смену [[искусство Возрождения|искусству Возрождения]] (см.), а в ряде северных стран выросшего непосредственно на почве [[готика|готической]] традиции. Барокко является искусством эпохи развитого торгового [[капитализм]]а и образования крупных централизованных государств; На смену спокойным, уравновешенным формам Возрождения, в архитектуре барокко выдвигается грандиозность размеров и массивность, обилие декоративности. Кривые линии, спиральные завитки ([[волюта|волюты]]), выступы получают преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями. Как в архитектуре, так и в скульптуре барокко все построено на игре светотени и полно динамики. Живопись характеризуется разработкой [[колорит]]а (Тинторетто, Греко, [[Веласкес, дон Диего Родригес|Веласкес]], [[Рубенс]]) и эффектов освещения ([[Рибейра]], [[Рембрандт]]). |
В [[Россиия|России]] барокко имело две стадии: первая начинается в конце 16 и начале 17 вв., и хотя протекает под влиянием западного искусства, но является логическим завершением древне-русского искусства. Вторая стадия начинается после эпохи [[Петр I|Петра I]] и является перенесением на русскую почву западного барокко, которое осуществляется иностранцами, работающими в России, — Д. Трезини, [[Растрелли]] (отец — скульптор и сын — архитектор) и др. | В [[Россиия|России]] барокко имело две стадии: первая начинается в конце 16 и начале 17 вв., и хотя протекает под влиянием западного искусства, но является логическим завершением древне-русского искусства. Вторая стадия начинается после эпохи [[Петр I|Петра I]] и является перенесением на русскую почву западного барокко, которое осуществляется иностранцами, работающими в России, — Д. Трезини, [[Растрелли]] (отец — скульптор и сын — архитектор) и др. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
* Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:"Современник", 1997. | * Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:"Современник", 1997. | ||
* Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978. | * Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978. | ||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://smallbay.ru/baroc.html Виртуальная галерея живописи художников барокко] | * [http://smallbay.ru/baroc.html Виртуальная галерея живописи художников барокко] | ||
Строка 32: | Строка 33: | ||
* [http://www.salon.ru/interior.plx?sid=303&wiki Коллекция современных интерьеров в стиле барокко и рококо] | * [http://www.salon.ru/interior.plx?sid=303&wiki Коллекция современных интерьеров в стиле барокко и рококо] | ||
* [http://gardenweb.ru/stil-barokko Стиль барокко в интерьере] | * [http://gardenweb.ru/stil-barokko Стиль барокко в интерьере] | ||
+ | * [[:ru:Барокко|Барокко // Википедия]] | ||
[[Категория:Барокко| ]] | [[Категория:Барокко| ]] | ||
[[Категория:Архитектура]] | [[Категория:Архитектура]] | ||
[[en:Baroque]] | [[en:Baroque]] |
Версия 12:59, 14 сентября 2011
Барокко
— архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова барокко остается невыясненным: одни производят его от португальского «barroco», названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова «roc», скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической архитектуры. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к скульптуре, орнаментике и живописи одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.
- В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Барокко, название стиля, в конце 1-й четверти 16 в. пришедшего в Италии на смену искусству Возрождения (см.), а в ряде северных стран выросшего непосредственно на почве готической традиции. Барокко является искусством эпохи развитого торгового капитализма и образования крупных централизованных государств; На смену спокойным, уравновешенным формам Возрождения, в архитектуре барокко выдвигается грандиозность размеров и массивность, обилие декоративности. Кривые линии, спиральные завитки (волюты), выступы получают преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями. Как в архитектуре, так и в скульптуре барокко все построено на игре светотени и полно динамики. Живопись характеризуется разработкой колорита (Тинторетто, Греко, Веласкес, Рубенс) и эффектов освещения (Рибейра, Рембрандт).
В России барокко имело две стадии: первая начинается в конце 16 и начале 17 вв., и хотя протекает под влиянием западного искусства, но является логическим завершением древне-русского искусства. Вторая стадия начинается после эпохи Петра I и является перенесением на русскую почву западного барокко, которое осуществляется иностранцами, работающими в России, — Д. Трезини, Растрелли (отец — скульптор и сын — архитектор) и др.
На рубеже 17 и 18вв. барокко в Западной Европе переходит отчасти в Рококо (см.), а отчасти в Классицизм (см.).
Литература:
- Вельфлин, Ренессанс и Барокко, Москва, 1923;
- Гаузенштейн В., Искусство и общество, Москва, 1923;
- сборник «Барокко в России», Москва, 1926.
А. Федоров-Давыдов.
- В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.
См. также
Литература
- Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:"Современник", 1997.
- Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978.