Барокко — различия между версиями

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 1: Строка 1:
 
'''Барокко'''
 
'''Барокко'''
  
— архитектурный [[стиль]], господствовавший в [[европа|Европе]] с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца [[XVIII]] стол. Происхождение слова Б. остается невыясненным: одни производят его от португальского «''barroco''», названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова «''roc''», скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической [[архитектура|архитектуры]]. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к скульптуре, [[орнаментика|орнаментике]] и [[живопись|живописи]] одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.
+
— архитектурный [[стиль]], господствовавший в [[европа|Европе]] с конца [[Эпоха Возрождения|эпохи высшего итальянского Возрождения]] почти до конца [[XVIII]] стол. Происхождение слова Б. остается невыясненным: одни производят его от португальского «''barroco''», названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова «''roc''», скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической [[архитектура|архитектуры]]. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к скульптуре, [[орнаментика|орнаментике]] и [[живопись|живописи]] одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.
 
{{БЭСБЕ}}
 
{{БЭСБЕ}}
  
Строка 7: Строка 7:
 
'''Барокко''', название стиля, в конце 1-й четверти 16 в. пришедшего в [[Италия|Италии]] на смену [[искусство Возрождения|искусству Возрождения]] (см.), а в ряде северных стран выросшего непосредственно на почве [[готика|готической]] традиции. Барокко является искусством эпохи развитого торгового [[капитализм]]а и образования крупных централизованных государств; На смену спокойным, уравновешенным формам Возрождения, в архитектуре барокко выдвигается грандиозность размеров и массивность, обилие декоративности. Кривые линии, спиральные завитки ([[волюта|волюты]]), выступы получают преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями. Как в архитектуре, так и в скульптуре барокко все построено на игре светотени и полно динамики. Живопись характеризуется разработкой [[колорит]]а (Тинторетто, Греко, [[Веласкес]], [[Рубенс]]) и эффектов освещения ([[Рибейра]], [[Рембрандт]]).  
 
'''Барокко''', название стиля, в конце 1-й четверти 16 в. пришедшего в [[Италия|Италии]] на смену [[искусство Возрождения|искусству Возрождения]] (см.), а в ряде северных стран выросшего непосредственно на почве [[готика|готической]] традиции. Барокко является искусством эпохи развитого торгового [[капитализм]]а и образования крупных централизованных государств; На смену спокойным, уравновешенным формам Возрождения, в архитектуре барокко выдвигается грандиозность размеров и массивность, обилие декоративности. Кривые линии, спиральные завитки ([[волюта|волюты]]), выступы получают преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями. Как в архитектуре, так и в скульптуре барокко все построено на игре светотени и полно динамики. Живопись характеризуется разработкой [[колорит]]а (Тинторетто, Греко, [[Веласкес]], [[Рубенс]]) и эффектов освещения ([[Рибейра]], [[Рембрандт]]).  
  
В России барокко имело две стадии: первая начинается в конце 16 и начале 17 вв., и хотя протекает под влиянием западного искусства, но является логическим завершением древне-русского искусства. Вторая стадия начинается после эпохи [Петр I[|Петра I]] и является перенесением на русскую почву западного барокко, которое осуществляется иностранцами, работающими в России,  —  Д. Трезини, [[Растрелли]] (отец — скульптор и сын — архитектор) и др.  
+
В [[Россиия|России]] барокко имело две стадии: первая начинается в конце 16 и начале 17 вв., и хотя протекает под влиянием западного искусства, но является логическим завершением древне-русского искусства. Вторая стадия начинается после эпохи [[Петр I|Петра I]] и является перенесением на русскую почву западного барокко, которое осуществляется иностранцами, работающими в России,  —  Д. Трезини, [[Растрелли]] (отец — скульптор и сын — архитектор) и др.  
  
 
На рубеже 17 и 18вв. барокко в Западной Европе переходит отчасти в [[Рококо]] (см.), а отчасти в [[Классицизм]] (см.).
 
На рубеже 17 и 18вв. барокко в Западной Европе переходит отчасти в [[Рококо]] (см.), а отчасти в [[Классицизм]] (см.).

Версия 22:48, 9 марта 2009

Барокко

— архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненным: одни производят его от португальского «barroco», названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие — от слова «roc», скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической архитектуры. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства — к скульптуре, орнаментике и живописи одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

1—Цвингер (музей в Дрездене), 2 — Меньшикова башня в Москве, 3 — дом б. Строганова в Ленинграде.

Барокко, название стиля, в конце 1-й четверти 16 в. пришедшего в Италии на смену искусству Возрождения (см.), а в ряде северных стран выросшего непосредственно на почве готической традиции. Барокко является искусством эпохи развитого торгового капитализма и образования крупных централизованных государств; На смену спокойным, уравновешенным формам Возрождения, в архитектуре барокко выдвигается грандиозность размеров и массивность, обилие декоративности. Кривые линии, спиральные завитки (волюты), выступы получают преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями. Как в архитектуре, так и в скульптуре барокко все построено на игре светотени и полно динамики. Живопись характеризуется разработкой колорита (Тинторетто, Греко, Веласкес, Рубенс) и эффектов освещения (Рибейра, Рембрандт).

В России барокко имело две стадии: первая начинается в конце 16 и начале 17 вв., и хотя протекает под влиянием западного искусства, но является логическим завершением древне-русского искусства. Вторая стадия начинается после эпохи Петра I и является перенесением на русскую почву западного барокко, которое осуществляется иностранцами, работающими в России, — Д. Трезини, Растрелли (отец — скульптор и сын — архитектор) и др.

На рубеже 17 и 18вв. барокко в Западной Европе переходит отчасти в Рококо (см.), а отчасти в Классицизм (см.).

Литература:

  • Вельфлин, Ренессанс и Барокко, Москва, 1923;
  • Гаузенштейн В., Искусство и общество, Москва, 1923;
  • сборник «Барокко в России», Москва, 1926.

А. Федоров-Давыдов.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

См. также

Литература

  • Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:"Современник", 1997.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978.

Ссылки