Гамсун

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск

Гамсун

(Knut Hamsun) — норвежский писатель. Род. в 1860 г.; испытал много житейских трудностей в молодости, занимался сапожным мастерством, вел бродячую жизнь, дважды был в Америке. Выступил в литературе в 1888 г. этюдом «Suit» (Голод), переработанным впоследствии в роман. Эта книга имела сенсационный успех своим беспощадным реализмом и протестом против общественных зол. В литературном отношении «Голод» напоминает Достоевского, под сильным влиянием которого он и написан. В позднейших своих произведениях, романах и рассказах Г. переходит от чистого реализма к психологической углубленности и мистическим настроениям. Особенно хороша в этом отношении его повесть «Pan» — очень северная по настроениям. Власть природы, власть стихийного начала в человеке воссоздана здесь с художественной силой. Великолепны по настроению описания природы, сливающиеся с душевными переживаниями действующих лиц. Другие произведения Г., обнаруживающие мастерство стиха и тяготение к парадоксальным сюжетам: романы — «Муsterier» (1892), «Redaktör Lynge» (1893), «Ny Jord» (1893), рассказы — «Siesta» (1897), «Victoria» (1898), драматический цикл «Ved Rigets Port» (1895), «Lievets Spil» (1896), «Aftenrode» (1898). Большая часть произведений Г. переведена на немецкий яз., а многие («Голод», «Пан», «Сьеста» и др.) — и на русский.

З. В.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Гамсун (МСЭ).jpg

Гамсун, Кнут (псевдоним К. Педерсена, род. 1860), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. перепробовал много профессий, был сапожным подмастерьем, поденщиком, кочегаром, проповедником, вагоновожатым, выдержал жестокую борьбу за существование. Впервые Гамсун обратил на себя внимание романом «Голод» (1890). В творчестве Г. натурализм (см.) своеобразно сочетается с неоромантикой (см.) («Мистерии», «Редактор Люнге» и друг.). В романе «Пан», выразительно передающем живое чувство норвежской природы, культ здоров. инстинктов, простой, близкой к природе жизни переплетается с неврастенич. настроениями. В других своих произведениях — «У царских врат» (драма), «Виктория», «Под осенними звездами» — Г. является поэтом утонченных душевных переживаний, возникающих в подсознательной жизни человека. Это сделало Г. типичным представителем литературного модернизма (см.) — эпохи кризиса буржуазного сознания. Г. ищет выхода в «иррациональном»; миру логики и целесообразности он противопоставляет мир причудливых фантазий. Ряд романов из общественной жизни современной Норвегии («Дети своего времени», «Город Зегельфорс», «Последняя глава») дает картину борьбы промышленного города с деревней.

Литература:

  • Фриче В., Художественная литература и капитализм, М., 1906.

Г. Поляков.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

Ссылки

Ссылки